«Согласовано» Протокол заседания ШМО №01 от 29.08.2022 г. «Утверждена» Протокол заседания педагогического совета № 1 от 30.08.2022 г «Утверждаю» Приказ № 83 от 01.09.2022 г. Директор школы _____ /Запёка Л.З. /ФИО/ М.П. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Очумелые ручки» для учащихся 3-4 классов Составитель учитель начальных классов Глебко Е.А. 2022 год Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования). Пояснительная записка Общая характеристика курса. Одним из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике. Процедура глубоких изменений, совершающая в нынешнем в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему формирования творчества, креативного мышления. Что же понимается под творческими способностями? Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество скорее не вид, а стиль деятельности. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в ходе деятельности над которой самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. С философской точки зрения творческие способности содержат в себе умение творчески воображать, наблюдать, нестандартно размышлять. Таким образом, творчество – создание на основе того, что имеется, того, чего еще не существовало. Это характерные психологические черты ребят, они выражаются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на находящуюся вокруг реальность. При этом уровень творчества является наиболее значительным, нежели огромной уникальностью характеризуется творческий итог. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать собственный досуг в детские годы, всё это зависит в его дальнейшей жизни. Максимальные возможности для формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Согласно учебному плану в 3-4 классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Усовершенствовать ситуацию возможно за счет проведения объединения внеурочной деятельности «Очумелые ручки». Цель программы: - формирование эстетически-творческих способностей учащихся путём создания условий для самореализации личности; - развитие самостоятельности анализа и мышления; - воспитание любви и уважения к собственному труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Девизом внешкольной работы по трудовому обучению считается: Я слышу – и забываю, Я вижу - и запоминаю, Я совершаю – и осознаю. Задачи программы: - обучить определенным трудовым способностям; - обучить детей безопасным приёмам работы с разными приборами; - познакомить детей с терминологией, техниками работы согласно ручному труду; -формировать заинтересованность к декоративно-прикладному художеству; - формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи; -формировать эстетический, художественный вкус; - совершенствовать образное понимание, творческие способности; творческую активность, фантазию; - сохранять проявления воображения и самостоятельности детей при изготовлении поделок; - прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам общенародного творчества; - воспитывать высоконравственные качества детей; - развивать эстетический вкус, культуру визуального восприятия прекрасного, радость от совместного творчества; - способствовать развитию всесторонне сформированной личности. Основные формы и способы работы Для достижения установленных целей учитывается подбор ключевых форм и способов работы. Особенную роль в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-наглядный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблематичного изложения (педагог определяет проблему и совместно с ребенком ищет пути её решения); частично - поисковый; практический. В проведении уроков применяются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы деятельности. Методологическая база в достижении целевых ориентиров – осуществление системнодеятельного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической работы каждого ученика с учетом его возрастных черт, личных потребностей и способностей. Деятельность с комплектом учебных пособий представит ученикам обширную картину мира прикладного творчества, поможет усвоить различные технологические процессы в соответствии с личными предпочтениями. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного восприятия, но и творческого потенциала ребенка. В силу того, что каждый ребенок считается неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и чувственными предпочтениями, следует обеспечить ему как можно наиболее полный арсенал средств самореализации. Осваивание большого количества технологических приемов при работе с различными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает учащимся познать и развить личные возможности и способности. Это создает условия развития предприимчивости, находчивости, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Художественное творчество» уделяется религиозно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: патриотизма: через интенсивное изучение истории материальной культуры и традиций своего и других народов; трудолюбия, творческого взаимоотношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления итогов собственного труда и др.); ценностного взаимоотношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, понимание красоты природы, эстетическая эффективность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); ценностного взаимоотношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с естественным материалом и др.); ценностного взаимоотношения к здоровью (осваивание приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.). Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа акцентирует и прочие приоритетные направления, среди которых: - интеграция предметных областей в формировании целой картины общества и развитии универсальных учебных действий; - развитие информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности; - развитие мастерства составлять план, осуществлять контроль и производить оценку учебных действий в соответствии с установленной проблемой и критериями ее осуществления; -применение знаково-символических средств, понятия информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - освоение логическими действиями сравнения, рассмотрения, синтеза, систематизации, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных взаимосвязей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Место курса в учебном плане Курс «Очумелые ручки» расширяет неотъемлемую предметную область «Технология», которая признана решать последующие главные задачи: духовно-нравственное развитие учащихся, осваивание морально-эстетического и общественно-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; понимание религиозно-психологического нахождения предметного мира и его целостности с миром природы; стимулирование и развитие любознательности, заинтересованности к технике, миру профессий, потребности узнавать культурные традиции своего региона, России и иных стран; формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, эстетически-конструкторской деятельности; формирование начальных научно-технических познаний и умений; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; формирование внутреннего плана работы на основе постепенной отработки предметно-преобразовательных действий, содержащих цель, составление плана (умение составлять план действий и использовать его для постановления учебных задач), моделирование (предвидение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; овладение начальными умениями компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Данная программа разработана на основе плана воспитания школы. В учебном плане на внеурочную деятельность согласно программе курса «Очумелые ручки» отводится 68 часов, преподается в 3-4 классах. Личностными результатами изучения технологии считаются воспитание и развитие социально важных личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных направлений, открывающих отношение к труду, концепцию норм и законов межличностного общения, обеспечивающую благополучность коллективной работы. Предметными результатами изучения технологии считаются доступные согласно возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, познания о разных профессиях и мастерства разбираться в мире специальностей, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Метапредметными результатами исследования технологии считается освоение учащимися универсальных способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и в настоящих актуальных ситуациях. Виды учебной деятельности учащихся: простые исследования и изучения свойств материалов, методов их обрабатывания, систем, их качеств, основ и способов их формирования; прогнозирование, проектирование из различных материалов (по образцу, модели, условиям применения и области функционирования предмета, решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); - простое проектирование (принятие идеи, отбор и поиск необходимой информации, окончательный образ объекта, установление особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обрабатывания, осуществление плана с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, понимание (защита) процесса и результата работы). Разделы программы объединения «Очумелые ручки» «Работа с бумагой и картоном». Бумага находит использование практически во всех сферах человеческой деятельности. Трудно найти наиболее подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большого набора инструментов при работе с ней. Весьма значимое свойство бумаги - умение удерживать ту форму, которую ей придали, что дает производить из неё разнообразные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем применять в повседневной жизни. Работа с бумагой весьма интересное и полезное занятие - развивает мелкую моторику, воображение и творческую индивидуальность. Имеется большое число бумажного творчества. Весьма многие известные люди занимались разными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира. «Работа с природным материалом». Работа с природным материалом содержит в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого взаимоотношения к ней и формирования первых трудовых навыков. «Рукоделие из ниток». Нитки - один из наиболее красочных материалов. С помощью ниток можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки считаются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, существует в каждом доме, и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки. «Работа с бросовым материалом». «Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии», - писал О. Шлосс. В настоящее время стало популярным говорить об экологии, о новых способах применения мусора для всеобщего блага. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, различные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новейшее использование, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся освободиться как можно скорее, несут в себе большое количество возможностей для такого творчества. Работа с подобным материалами содействует развитию конструкторской работы ребенка. С помощью различных инструментов они учатся обработке и объединять элементы из разных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыкам. Деятельность из различного рода материалов расширяет круг знаний учащихся об окружающем мире. Тематическое планирование Сентябрь № п/п 1 2 3 Тема занятия Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Фестиваль «Золотая осень» Работа с природным материалом Социальная акция «Письмо водителю» «Весёлый автомобиль» Техника Кол-во 1ч Конструирование 3ч Аппликация из фантиков. 3ч. Октябрь 4 Символика Хабаровского края 5 Буклет для детей ПДД 6 Работа в лагере с дневным пребыванием в период осенних каникул Аппликация. Работа с бумагой. Моделирование 3ч Разные виды техники 3ч 3ч Ноябрь 7 8 9 10 Акция «Помоги зимующим птицам» Коллективная работа «Цветы» для оформления сцены, посвященный Дню матери. Открытка «Сердечко» Буклеты «Как перейти улицу», «Безопасность на дорогах в зимнее время» Социальный проект «Новогодний марафон» Техническое моделирование Торцевание. Изонить Работа с различными видами бумаги (гофрированной, фольгированной, фоамиран, салфетки и пр.) Декабрь 5ч 5ч Моделирование 3ч Разные виды техники 7ч Январь 11 12 Работа в лагере с дневным пребыванием в период осенних каникул Открытки, аппликации посвященные «Дню защитника отечества» Разные виды техники Февраль Аппликация. Изонить. 3ч 3ч Март 13 Коллективная работа «Корзина с цветами» Открытки посвященные международному женскому дню Аппликация. Торцевание. Изонить. 6ч 14 15 Книжкина неделя, посвященная международному дню детской книги Работа в лагере с дневным пребыванием в период осенних каникул Бумага, клей, ножницы. 3ч Разные виды техники 3ч Апрель 16 17 Оформление уголка к всемирному дню здоровья (буклеты, плакаты) Мастер-класс к дню Земли. Изготовление различных поделок для детского сада. Моделирование Различные виды техник 3ч 4ч Май 18 19 20 Изготовление плакатов, буклетов, аппликаций из пластилина для выставки в день мигрирующих рыб. Поход в детский сад с готовым материалом. Оформление уголка к Дню победы. Итоговое занятие. Итого: 68 часов Различные виды техник Различные виды техник 3ч 3ч 1ч.