Решаем вместе
Есть вопрос?

О разработке АООП НОО с ОВЗ

НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
2.4. Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
2.5. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно

использование сетевой формы.
2.6. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта
АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%.
2.7. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
2.8. АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей
и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО
содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и
предметных результатов)
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в
зависимости от варианта АООП НОО - базовых учебных действий)
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области и курсов внеурочной деятельности;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при
получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО - нравственного развития,
воспитания обучающихся с ОВЗ)
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
- программу коррекционной работы;
- программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.
Организационный раздел включает:
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую
области, направления внеурочной деятельности;
систему специальных условий реализации АООП НОО
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ является основным организационным
механизмом реализации АООП НОО.
2. Требования к разделам АООП НОО:
2.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии
требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
2) принципы и подходы к формированию АООП НОО;
3) общую характеристику АООП НОО;
4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;
5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
2.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО должны:

с

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной
деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП НОО;
2) являться основой для разработки АООП НОО;
3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих
программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы
оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями
Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны
отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в
частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов
коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным возможностям и
особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.
2.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающей областей по классам (годам обучения).
АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация.
Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения
государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации,
а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам)
обучения.
Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО.
Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не
может составлять более 3 039 часов, за 5 учебных лет - более 3 821 часа, за 6 учебных лет более 4 603 часов.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является "Коррекционноразвивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть
Учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных
отношений,
предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том
числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для
реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на
коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю).
2.4. Программа формирования универсальных учебных действий у
обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна содержать:
- описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий;
- описание преемственности программы формирования универсальных учебных
действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования универсальных
учебных действий заменяется программой базовых учебных действий.
2.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются
на основе:
- требований к результатам освоения АООП НОО;
- программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны
содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении
НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО
программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать
только личностные и предметные результаты).
6) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.6. Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития),
воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна быть направлена на
обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с ОВЗ в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе организации, семьи и других институтов общества.
В основу программы духовно-нравственного (нравственного) развития должны быть
положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности
российского общества.
Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна обеспечивать:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся
осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную,
внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную,
этническую и региональную специфику.
Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна включать:
цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов
воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ), формы
организации работы.
2.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни должна обеспечивать:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды;

- пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил
здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с
учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в
занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;
- формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие
готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков
личной гигиены;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших
умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и
перечень организационных форм.
2.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление
индивидуально-ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных
потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с
рекомендациями ПМПК).
Программа коррекционной работы должна содержать:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ;
- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психологомедико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых
образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
- корректировку коррекционных мероприятий.
2.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять
основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание
оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления
результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая
приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.
Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и
итоговой аттестации в иных формах.
2.10. Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления:
- спортивно-оздоровительное,
- нравственное,
- социальное,
- общекультурное
в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки,

секции, соревнования, общественно полезные практики и другие.
2.11. Система условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями
Стандарта разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и
обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.
Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее
взаимодействие с социальными партнерами.
Система условий должна содержать:
- описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических
(включая учебно-методическое и информационное обеспечение);
- контроль за состоянием системы условий.
3. Порядок разработки адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования.
3.1. АООП НОО разрабатывается, утверждается и реализуется МБОУ НОШ №3 с.
Троицкое самостоятельно.
3.2. АООП НОО разрабатывается ежегодно, для учащихся каждого года набора на
весь уровень начального общего образования.
3.3. АООП НОО разрабатывается на основе примерной адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования, положение о структуре,
порядке разработки и утверждения АООП НОО образовательного учреждения.
3.4. Администрация образовательного учреждения:
- формирует и утверждает приказом рабочую группу (несколько рабочих групп) по
разработке проекта АООП НОО;
- устанавливает приказом сроки подготовки проекта АООП НОО;
- обеспечивает участие в процессе разработки АООП НОО
родительской
общественности, администрации школы, исходя из целей и задач организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
3.5. При оформлении АООП НОО учитываются следующие требования:
3.5.1. В титульном листе АООП НОО указывается: полное наименование
образовательной организации в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена
АООП НОО
(с реквизитами утверждающего нормативного акта); указания на
принадлежность уровню общего образования; срок реализации данной программы;
разработчик(и); год разработки. Титульный лист может быть оформлен в соответствии с
Приложением к данному Положению.
3.5.2. АООП НОО имеет постраничную нумерацию.
3.5.3. Наименование разделов АООП НОО представлено в ее содержании.
4. Порядок утверждения АООП НОО
4.1. АООП НОО утверждается ежегодно не позднее начала нового учебного года.
4.2. Перед утверждением проект АООП НОО проходит внешнюю экспертизу на
предмет соответствия установленным требованиям.
4.3. Администрация школы инициирует проведение внешней экспертизы АООП
НОО муниципальным экспертным советом в срок до 1 июня текущего года. По итогам
экспертизы оформляется экспертное заключение.

4.4. При получении положительного экспертного заключения, АООП НОО
возвращается в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для
дальнейшего рассмотрения и утверждения.
При несоответствии АООП НОО
установленным требованиям, программа
возвращается в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на
доработку с указанием замечаний и предложений по её доработке. Переработанная АООП
НОО повторно представляется организацией на экспертизу муниципальным экспертным
советом.
4.5. Утверждение АООП НОО осуществляется в соответствии с уставом и
прописывается в положении о структуре, порядке разработки и утверждения АООП НОО.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность может вносить изменения
и дополнения (оформленные в приложениях) в АООП НОО, направленные на
совершенствование результатов, предварительно рассмотрев их на заседаниях школьных
методических объединений и утвердив их, в соответствии с порядком утверждения АООП
НОО.
5. Оценка эффективности реализации АООП НОО
5.1. Оценка эффективности деятельности осуществляется на основе оценок
достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
5.2. Результаты и эффективность образовательной программы обсуждаются на
педагогических
советах,
заседаниях
органа
самоуправления
организации,
осуществляющей образовательную деятельность, школьных методических объединений.
5.3. Ежегодные итоги реализации отражаются в публичном докладе руководителя.
Вариант оформления титульного листа АООП НОО.

Полное наименование образовательного учреждения
(в соответствии с Уставом)

«Рекомендована к
утверждению»
Протокол заседания
управляющего совета
№____от «___» ___20__г.

«Утверждена»

«Утверждаю»
Приказ №______

Протокол заседания
педагогического совета
№____от «___» ___20__г

от «___» ______20__г.
Директор школы
_____ /______________
М.П.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.

для учащихся набора _____________учебного года
на ______________________________________________годы
(срок реализации программы)

20_____ год
(год разработки программы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».