Решаем вместе
Есть вопрос?

О разработке АООП НОО с умственной отсталостью

реабилитации инвалида (далее - ИПР) в части создания специальных условий получения
образования.
1.4. АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии
со Стандартом и с учетом примерной АООП .

АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или
отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных,
которые обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося .
1.5. На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой
своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) .
Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с
тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и
АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития
(далее - СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности
обучающихся .
1.6. АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
1.7.. Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП может быть
применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких
организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций
1.8. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в
зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70% и не более 30%, не менее 60%
и не более 40%.
1.9. АООП реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
1.10. АООП должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный
Целевой раздел определяет
- общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и
предметных результатов:
- программу формирования базовых учебных действий обучающихся
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
- программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
- программу коррекционной работы;

- программу сотрудничества с родителями обучающегося;
- программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации АООП.
Организационный раздел включает:
- учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области,
внеурочную деятельность;
- систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями
Стандарта.
Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП.
АООП в организации разрабатывается на основе примерной АООП.
1. Требования к разделам АООП
2.1.Пояснительная записка должна раскрывать:
1) цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями
Стандарта к результатам освоения АООП;
2) принципы и подходы к формированию АООП;
3) общую характеристику АООП;
4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
6) описание структуры и общую характеристику СИПР обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2.2. Планируемые результаты освоения АООП должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и
системой оценки результатов освоения АООП;
2) являться основой для разработки АООП организациями;
3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ
учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки
качества освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны адекватно
отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в
частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов
коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным возможностям и
особым образовательным потребностям обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей по классам (годам обучения).
АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП определяет организация.

Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного
языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации
и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают
количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения.
Учебный план включает предметные области в зависимости от варианта АООП.
Количество учебных занятий по предметным областям для обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за 9 учебных
лет составляет не более 8 377 часов, за 12 учебных лет - не более 11 845 часов, за 13
учебных лет - не более 12 538 часов.
Количество учебных занятий для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью; тяжелыми и множественными нарушениями
развития за 12 учебных лет составляет не более 13 646 часов, включая коррекционные
курсы, за 13 учебных лет - не более 14 636 часов, включая коррекционные курсы.
Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционноразвивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционно-развивающей
области учебного плана для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составляет за 9 учебных лет не более 1 830 часов,
за 12 учебных лет - не более 2 442 часов, за 13 учебных лет - не более 2 640 часов.
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно
определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР. В целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
2.4. Программа формирования базовых учебных действий .
2.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение
планируемых результатов освоения АООП.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на
основе:
- требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам)
освоения АООП;
- программы формирования базовых учебных действий.
Программы учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом
специфики учебного предмета, коррекционного курса;

2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом
особенностей его освоения обучающимися;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного
курса;
5) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся;
7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
2.6. Программа духовно-нравственного
развития обучающихся с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна быть направлена на обеспечение
духовно-нравственного развития обучающихся в единстве с урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и
других институтов общества.
В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные
задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна обеспечивать: создание системы воспитательных мероприятий,
позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и
внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и
региональную специфику. Программа духовно-нравственного развития должна включать
цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов
воспитания (социальных компетенций, моделей поведения школьников), формы
организации работы.
2.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни должна обеспечивать:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды;
- пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил
здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения; - формирование познавательного интереса и бережного
отношения к природе;
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической
культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные
вещества, инфекционные заболевания);
- формирование потребности обучающегося обращаться к врачу по любым вопросам,
связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности

самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной
гигиены;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших
умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные
направления и перечень организационных форм.
2.8. Программа коррекционной работы.
2.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна:
1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ОВЗ и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и развития их жизненной
компетенции;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные результаты его
образования.
2.10. Программа внеурочной деятельности включает направления развития личности .
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной
деятельности.
2.11. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
2.12. Система условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта
разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает
достижение планируемых (возможных) результатов освоения АООП.
Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее взаимодействие
с социальными партнерами.
Система условий должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых,
финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное
обеспечение); контроль за состоянием системы условий.
2.13. Разработанная организацией АООП должна обеспечивать достижение
обучающимися результатов освоения АООП в соответствии с требованиями,
установленными Стандартом. Реализация АООП осуществляется самой организацией.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности организация в
рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых
учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования,
организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности
организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ,
создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в АООП предусматриваются: учебные

курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность.
2.14. АООП должна учитывать тип организации, а также образовательные потребности и
запросы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.15. Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по АООП должна соответствовать их особым
образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
2.16. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном
плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного
времени и каникул.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и
коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется
действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.17. Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ЦПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности с учетом ИПР и мнения
родителей (законных представителей).
В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного
варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ЦПМПК. Перевод
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с одного
варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной
оценки результатов освоения АООП по рекомендации ЦПМПК и с учетом мнения
родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
3. Порядок разработки адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования.
3.1. АООП НОО разрабатывается, утверждается и реализуется МБОУ НОШ №3 с.
Троицкое самостоятельно.
3.2. АООП НОО разрабатывается ежегодно, для учащихся каждого года набора на
весь уровень начального общего образования.
3.3. АООП НОО разрабатывается на основе примерной адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования, положение о структуре,
порядке разработки и утверждения АООП НОО образовательного учреждения.
3.4. Администрация образовательного учреждения:
- формирует и утверждает приказом творческую группу (несколько творческих
групп) по разработке проекта АООП НОО;
- устанавливает приказом сроки подготовки проекта АООП НОО;
- обеспечивает участие в процессе разработки АООП НОО
родительской
общественности, администрации школы, исходя из целей и задач организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
3.5. При оформлении АООП НОО учитываются следующие требования:
3.5.1. В титульном листе АООП НОО указывается: полное наименование
образовательной организации в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена
АООП НОО
(с реквизитами утверждающего нормативного акта); указания на
принадлежность уровню общего образования; срок реализации данной программы;

разработчик(и); год разработки. Титульный лист может быть оформлен в соответствии с
Приложением к данному Положению.
3.5.2. АООП НОО не имеет сквозной постраничной нумерации. Документы,
представляющие ее разделы, имеет внутреннюю постраничную нумерацию.
3.5.3. Наименование разделов АООП НОО представлено в ее содержании без
указания постраничной нумерации.
4. Порядок утверждения АООП НОО
4.1. АООП НОО утверждается ежегодно не позднее начала нового учебного года.
4.2. Перед утверждением проект АООП НОО проходит внешнюю экспертизу на
предмет соответствия установленным требованиям.
4.3. Администрация школы инициирует проведение внешней экспертизы АООП
НОО муниципальным экспертным советом в срок до 1 июня текущего года. По итогам
экспертизы оформляется экспертное заключение.
4.4. При получении положительного экспертного заключения, АООП НОО
возвращается в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для
дальнейшего рассмотрения и утверждения.
При несоответствии АООП НОО
установленным требованиям, программа
возвращается в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на
доработку с указанием замечаний и предложений по её доработке. Переработанная АООП
НОО повторно представляется организацией на экспертизу муниципальным экспертным
советом.
4.5. Утверждение АООП НОО осуществляется в соответствии с уставом и
прописывается в положении о структуре, порядке разработки и утверждения АООП НОО.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность может вносить изменения
и дополнения (оформленные в приложениях) в АООП НОО, направленные на
совершенствование результатов, предварительно рассмотрев их на заседаниях школьных
методических объединений и утвердив их, в соответствии с порядком утверждения АООП
НОО.
5. Оценка эффективности реализации АООП НОО
5.1. Оценка эффективности деятельности осуществляется на основе оценок
достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
5.2. Результаты и эффективность образовательной программы обсуждаются на
педагогических
советах,
заседаниях
органа
самоуправления
организации,
осуществляющей образовательную деятельность, школьных методических объединений.
5.3. Ежегодные итоги реализации отражаются в публичном докладе руководителя.
Вариант оформления титульного листа АООП НОО.

Полное наименование образовательного учреждения

(в соответствии с Уставом)

«Рекомендована к
утверждению»

«Утверждена»

«Утверждаю»
Приказ №______

Протокол заседания
управляющего совета
№____от «___» ___20__г.

Протокол заседания
педагогического совета
№____от «___» ___20__г

от «___» ______20__г.
Директор школы
_____ /______________
/ФИО/

М.П.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для учащихся набора _____________учебного года
на ______________________________________________годы
(срок реализации программы)

20_____ год
(год разработки программы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».