(2-4кл), контрольные изложения и сочинения также выполняются в тетради для
творческих работ.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются
творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения
литературных понятий и пр.)
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в
обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками
должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна
прослеживаться изо дня в день.
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в
обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего
и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка
результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования
РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы». В начальной школе надлежит проверять ежедневно
каждую работу учащихся. Работа над ошибками проводится в той или иной форме
ежедневно в тетрадях, как для текущих, так и для контрольных работ. Проверка тетрадей
учителем осуществляется чернилами красного цвета.. Помимо стационарной ручки, в
классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся
используют только простой карандаш. Проверка и возвращение учащимся контрольных
работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В
обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их
заменяющим). Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем
ежедневно и в обязательном порядке.
Порядок ведения и оформления тетрадей.
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным
почерком.
Пользоваться ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания
выполняются простым карандашом, начертания геометрических фигур - простым
карандашом.
Общие положения.
Оформление надписей на обложке тетрадей.
Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители.
Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были
подписаны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.
Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках
необходимо оформлять по образцу
Образец:
Тетрадь
для работ по русскому
языку
уч-ка(цы) 1 класса «а»
начальной
школы №3
с.Троицкое
Бельды Маргариты
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в
форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Оформление письменных работ по русскому языку.
После классной и домашней работы следует отступать две строчки
( пишем на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 1 см (один палец).
Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала
нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы,
включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не
допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру
рабочей строки.
В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется по окончании
букварного периода. Дата записывается учениками (1 декабря).
С 4 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: Первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по
центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру:
1вариант.
Слово упражнение пишется полностью с 3 класса.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме.
Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и
полная форма записи (по центру строки).
Образец: Упражнение 234 (3-4кл)
Упр.234 (1-2)
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы.
Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: Ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной
строки, с большой буквы, через запятую.
Например:
Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм
сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-глух., звонкий-зв.,гласный-гл.,согласный-согл.,твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.
Настоящее время-наст.
Будущее время - буд.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой с пастой синего
(фиолетового) цвета. Все подчеркивания делаются только по линейке.
Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей
сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования
предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире,
точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений
точки не ставятся.
Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую
линейку учителем определяется с 3 класса.
У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток
чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и
периодичности проведения:
2 класс (традиц.сист.обуч.)- 1 урок еженедельно.
3-4 класс- 1-2 строки ежедневно.
При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно
выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова
относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым
карандашом надлежит более точно. При синтаксическом разборе волнистой линией
надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов
предложения предусмотрено программой.
Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке
начинается следующая работа)
Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются две клетки
вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них
считается одна из двух (четырех) клеток.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три
клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату нужно записывать посередине. Начиная с 3-го класса дату можно записывать
на полях. Например, 29.09.
В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)
В тетрадях отмечаются номер заданий. Слово «Задача» пишется.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись
условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой
буквы, допускается их неполная запись (по начальным буквам).
Например:
Маленькие- 7 м.
Большие - 3м.
?
М.-7 м.
Б.-3 м.
?
Существует несколько форм записи решения задач:
а)по действиям, выражением, уравнением
Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей.
б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса
Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.
Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения и
таблицы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от
учащихся соблюдения следующих норм:
- записать выражение полностью;
- указать цифрами над знаками порядок действий;
- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные
приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
- записать окончательное значение выражения.
Например:
3 1 4
2
3450-145*2+1265:5=3413
1)145*2=290
2) 1265 5
3) _3450
4) + 3160
6 253
290
253
15
3160
3413
Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в
средней школе.
Х+ 56*2= 638
Х+112=638
Х=638-112
Х=526
526+56*2=638
638=638
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно
подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным
шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
А
В
Д
С
Слова длина, ширина прямоугольника допускается обозначать кратко латинскими
буквами.
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь
прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи:
Длина –12 см
а = 12 см
Ширина – 6 см
в = 6см
Периметр -? См
Р = ? см
S=
Площадь - ? см2
? см2
(12+6)*2=36 (см)
Ответ: Р = 36 см, S = 72 см2
2
12*6=72 (см )
Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку - рядом с числом
писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.
Критерии оценки текущих и итоговых проверочных работ типа списывания.
Оценки
1
«5»
«4»
Допустимое количество оценок
Во II классе
В III классе
В IV классе
2
3
4
Нет ошибок.
Нет ошибок
Нет ошибок
Допускается один
недочѐт графического
характера.
1-2 ошибки и 1
1 ошибка
1 ошибка
исправление
и 1 исправление
и 1 исправление
«3»
3 ошибки
и 1 исправление
4 ошибки
и 1-2 исправление
«2»
2 ошибки
и 1 исправление
3 ошибки
и 1-2 исправления
2 ошибки
и 1 исправление
3 ошибки
и 1-2 исправления
Примерное количество творческих работ
Классы
I
II
III
IV
Изложение
I
2
2
2
II
1
2
3
III
2
3
3
Сочинение
Четверти
IV
I
2
1
3
2
3
2
II
2
2
2
III
2
3
2
IV
3
2
2
Словарные диктанты (проводятся 1 раз в 2 недели)
Класс
Количество слов в
диктанте
Критерии оценки
словарных диктантов
1 класс
6-8 слов
2 класс
8-10 слов
3 класс
10-12 слов
4 класс
12-15 слов
«5»- без ошибок «4» - 1 ошибка, 1 исправление «3»-2 ошибки, 1
исправление «2» - 3-5 ошибок
Объѐм текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объѐма текстов
диктантов.
Примерный объѐм сочинений в III- IV классах - от 0,5 до 1 страницы; это примерно 910 предложений (50-60) слов в III классе и 11-12 предложений (70-80 слов) в IV классе.
Во II классах выводится одна общая отметка. В III-IV классе работа по развитию речи
оценивается двумя отметками: одна - за содержание, вторая - за грамотность. Критерии
оценки такие же, как и при оценке диктанта.
Критерии оценки по чтению во II-IV классах.
В I классе в конце года дети должны читать 25—30 слов в минуту при слоговом,
плавном, правильном чтении. В I классе используется только устная оценка результатов.
Объѐм прочитанного на оценку текста должен быть не менее:
- во втором классе- 1/4 страницы;
- в третьем классе- 1/3 страницы;
- в четвѐртом классе - 1/2 страницы учебной книги для чтения.