Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3 сельского поселения «Село
Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Согласовано»
протокол ШМО №_6
от«_31__»____08__2018 г
Утверждена»
Протокол педсовета №_1_
От «31»_08 2018
«Утверждаю»
Приказ №63
от«__31_»__08____2018г
Директор подпись/ФИО
_______/____________
Программа внеурочной деятельности
«Юный инспектор дорожного движения»
для обучающихся 7-8 лет
Срок реализации 1 год.
Уровень освоения: базовый.
Составитель: Бельды Геннадий Геннадьевич,
педагог дополнительного образования
с. Троицкое
2018 год
Пояснительная записка
Программа «Юный инспектор дорожного движения» разработана в
рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона
Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения
учащихся на улицах и дорогах». Данная программа направлена на
формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской
ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к
жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во
всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет
сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в
общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также
умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты.
Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно
жизни детей и подростков. Сегодня, в век стремительного роста
автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, ребенок с раннего
детства становится участником дорожного движения, поэтому остро встает
проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах,
необходимости сознательного выполнения им требований дорожного
движения. В условиях все более интенсивного дорожного движения
увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием
несовершеннолетних,
основными
причинами
которых
является
недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного
движения или несоблюдение их. Попадание ребенка в дорожно-транспортное
происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил
дорожной травмы. Ведь то морально-психологическое потрясение, которое
он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Реальная ситуация на
дорогах всё требовательнее обязывает взрослых обратить внимание на
обучение детей дорожной грамоте.
Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы
является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает
обучение детей безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможно опасных и чрезвычайных ситуациях.
Особенность программы заключается в создании условий для
формирования
безопасного
образовательного
пространства
при
взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана
на 1 год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 1 - 2 классов.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и
физического состояния здоровья обучающихся.
Программа обучения
построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения. Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую и
практическую части. Теоретическая часть охватывает всю область знаний,
необходимых для пешехода как участника дорожного движения, а так же
знания, способствующие расширению представлений ребенка о транспорте,
скорости, способах обеспечения своей безопасности и др. В практическую
часть по закреплению ПДД на улицах и дорогах включены сюжетно-ролевые
игры и интеллектуальные игры, творческие задания, работа с дидактическим
материалом, экскурсии по пешеходным маршрутам города, улицам и
перекресткам. Распределение теоретических и практических занятий
строится педагогом исходя из индивидуальных и возрастных особенностей
обучающихся.
Цель программы:
создание условий для формирования у школьников устойчивых
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, сознательного и
ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности
окружающих участников дорожного движения.
Задачи программы:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил
дорожного движения и осознанное к ним отношения:
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил
дорожного движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской
помощи;
Повысить интерес школьников к велоспорту;
Воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации;
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную
этику.
Создать условия для участия в городских смотрах и слетах ЮИД,
акциях, конкурсах и соревнованиях.
Привлекать школьников к участию в пропаганде БД на улицах и
дорогах сверстников;
Расширять технический кругозор детей, реализовывать их творческие
способности.
Основные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой;
в воспитании
- методы формирования сознания личности, методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения,
методы
стимулирования
поведения
и
деятельности.
Основные принципы реализации программы:
1. Комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД,
образовательных учреждений всех типов, родителей, координация различных
профилактических мероприятий.
2. Дифференцированность, представляющая дифференциацию целей, задач,
средств и планируемых результатов профилактики дорожно-транспортного
травматизма.
3. Аксиологичность, способствующая формированию у детей и подростков
мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях,
здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые
являются ориентирами и регуляторами их поведения.
4. Многоаспектность, направленная на сочетание различных направлений
профилактической деятельности, включающей следующие аспекты:
социальный, психологический и образовательный.
5. Последовательность (этапность) понимания как последовательное,
постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей детей,
изучение правил безопасного поведения на улице, практическое внедрение
алгоритма безопасного поведения участников дорожного движения.
6. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что,
живя в обществе, обязаны соблюдать ПДД ради общей безопасности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности
Познавательная УУД:
Обучающиеся научатся:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- формулировать свои затруднения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении правил
безопасности дорожного движения.
- овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного
дорожного движения.
2. Учебно–тематический план
№
Тема занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Введение
Безопасная дорога в школу
Армия знаков
Наш друг – светофор.
Велосипедные истории.
«Мертвые зоны» дороги.
Я — пассажир. Правила безопасности в транспорте.
Будь ярким на дороге
Зимние правила.
Дорожный постовой
Многоликая дорога
Дорожный этикет
Транспорт
Правила дорожного движения – правила жизни.
Итого: 34 ч.
Содержание программы.
Т Е М А 1 . Введение
Теория (1 ч.)
Цели, задачи объединения ЮИД. Утверждение программы.
Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).
Инструктаж по технике безопасности.
Практика (1 ч.)
Беседа «Что я знаю о правилах дорожного движения». Подготовка к
началу программы. Обсуждение стихотворения А. Эйдельмана «Приятели».
Т Е М А 2 . Безопасная дорога в школу
Пропаганда дорожной безопасности. История и развитие Правил
дорожного движения. Улицы села. Как сделать дорогу в школу безопасной.
Создание схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Рисуем
агитационный плакат за соблюдение ПДД.
Т Е М А 3 . Дорожные знаки (5 ЧАСОВ)
Изучаем дорожную азбуку. Дорожная безопасность сквозь историю.
Знаки предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие знаки,
предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки,
знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Физика на дорогах —
дорожные знаки и тормозной путь.
Практическое занятие: «Найди название каждого знака». Изготовление
макетов дорожных знаков. Конкурс «Презентация нового дорожного знака».
Подготовка и проведение праздника «В королевстве дорожных знаков».
Игры: «Найди 10 отличий», кроссворд «Дорожные знаки».
Т Е М А 4 . Наш друг — светофор
Как появился светофор? Светофоры для регулирования движения через
железнодорожные переезды. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по
сигналам
транспортного
и
пешеходного
светофоров.
Сигналы
регулировщика и светофора.
Имитационная игра «Интервью со светофором». Дорожное расследование «Красный свет». Тренировка в подаче сигналов регулировщика.
Обсуждение стихотворения М. Пляцковского «Светофор». Игра «Разноцветные человечки». Конкурс плакатов «Три говорящих света». Игры:
найди 10 отличий, ребусы, карандашное задание. Советы доктора Айболита.
Т Е М А 5 . Велосипедные истории
Правила юного велосипедиста. велосипедная дорожка. Безопасность на
велосипеде. Повороты на языке водителей. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Аптечка велосипедиста. Оказание
первой помощи пострадавшему велосипедисту.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Конкурс маршрутов безопасного движения на велосипеде «Велогородок во дворе».
Чайнворд «Велосипед». Найди 10 отличий велосипедиста.
Т Е М А 6 «Мертвые зоны» дороги
«Мертвые зоны», или Чем плохо быть невидимкой.
Зачем нужна ГИБДД, история и современность.
Практика (1 ч.)
Решение автозадачки. Экскурсия по микрорайону.
Т Е М А 7 Я - пассажир
Кресла и ремни безопасности — история и современность. Правила
безопасности в транспорте. Поведение в салоне транспорта, на остановке, в
легковом автомобиле. Физика на дорогах — как не упасть на повороте.
Безопасное место.
Дорожное расследование. Сосчитай ошибки художника. Найди 10
отличий. Дорожный кроссворд. А. Гангов «Кто храбрей?», С. Михалков
«Одна рифма». Советы доктора Айболита.
Т Е М А 8 Будь ярким на дороге
Одежда, которая обеспечивает безопасность. Факторы, способствующие снижению видимости на дорогах. Правила ношения светоотражающих
элементов. Дорожные ловушки. Физика на дорогах — принцип действия
светоотражающих элементов. Луч света в темном царстве — отражение и
распространение светового сигнала.
Изучаем
светоотражающие
жилеты.
Эксперименты
со
светоотражением (от луча фонарика в темной комнате). Крепление фликеров
на одежду. Дорожное расследование. Разгадываем кроссворд. Найди 10
отличий. Проведение акции по ношению светоотражающих элементов в
темное время суток.
Н. Бессонова «Мама, поехали!». Советы доктора Айболита «Смотри в оба».
Т Е М А 9 . Зимние правила
Зимняя дорога. Какие опасности подстерегают пешеходов на заснеженной или обледенелой дороге. Чтобы зимняя одежда не стала причиной
несчастья на дороге. Физика на дорогах — лед. Правила поведения на льду.
Правила поведения на тротуаре, на остановке, в общественном транспорт
В. Дружинин «Кто кого догоняет, или рассказ о том, как чужая скорость увеличивает нашу», советы доктора Айболита «Как сделать зиму
веселой и не испортить Новый год». Интеллектуальные игры «Урок на
улице», кроссворд. Задания на внимание: какие ошибки допустил художник,
пропавший памятник, карандашное задание. Настольная игра «Дорога в
школу».
Т Е М А 1 0 Дорожный постовой
Как появилась дорожная грамота. История дорог. Кто охраняет порядок на
дорогах. История ГАИ-ГИБДД. Инспектор на пьедестале. Виртуальная
экскурсия в музей истории ГИБДД.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа-милиционер». Игры:
раскрась знаки, найди 10 отличий, дорожные задачки, викторина на освоение
материала; кроссворд «Дядя Степа».
Т Е М А 1 1 Многоликая дорога
Тормозной путь.
Информационная страничка ко Дню защитника
Отечества: военная автоинспекция. «Дорога-это жизнь». История дорог,
древние и современные дороги. Элементы дороги.
Б.Житков «Что я видел». Игра-аттракцион — «Многоликая дорога», игра
на внимание «Найди 10 отличий», экскурсия «Наш микрорайон», кроссворд
«Угадай-ка», дорожные задачки, «Дорожные ловушки». Игра «Путешествие
на зеленый свет».
Т Е М А 1 2 Дорожный этикет
Правила поведения на остановке и общественном транспорте. Как
правильно переходить дорогу? Маленькие секреты пешеходам.
Игры «Найди нарушителя», «Опасность на тротуаре», Обсуждение
стихотворения С. Михалкова «Бараны», сказки Д. Родари «Движущийся
тротуар». Игры: участники дорожного движения, найди 10 отличий,
весенние советы доктора Айболита, игра «Дорожный этикет».
ТЕМА 13. Транспорт
Из истории транспорта. Виды транспорта: сухопутный, водный, воздушный. Меры ответственности участников движения за нарушение ПДД.
Состав автомобильной аптечки. Физика на дорогах - скорость. Городской
транспорт.
Тренинг — «Как понять автомобиль». А. Усачев «Паповоз». Игра
«Дорожное расследование». Загадки «О транспорте и тех, кто им управляет».
Конкурс «Рыцари дорожной безопасности». Герои сказок за безопасность на
дорогах: сценка «Маша и медведь». Карандашные задания. Кроссворд
«Транспорт». Игра «Определи марки автомобилей».
Т Е М А 1 4 Правила дорожного движения — правила жизни
Правила поведения пешехода. Физика на дорогах - трение. Переход
проезжей части по «зебре» без светофора. Первая медицинская помощь при
ушибах. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Ответственность
за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение
ПДД.
Инсценировка на тему «Правила поведения в транспорте». Игра «Автопробег». Игра «Вежливый пешеход». Дорожные ловушки. Викторина
«Каждый ребенок должен знать правила пассажиров только на 5».
Карандашные задания. И.Шаферман «Марш юных инспекторов движения»,
«Свод правил юного пешехода», О. Емельянова «Светофор», «Зебра».
Кроссворд «Дорога». упражнения: «Глазомер», «Внимательный ли ты?».
Карандашные задания. Экскурсия «Я-пешеход». Советы доктора Айболита.
Традиционно-массовые мероприятия.
Практика.
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.
Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов,
стихов, газет, сочинений…)
Условия реализации программы:
Занятия проводятся в актовом зале, спортивном зале, пришкольной
спортивной площадке, уличной площадке, оформленной дорожными знаками
и разметкой.
Материально-техническое обеспечение:
CD и DVD диски:
- Правила дорожного движения для школьников.
- Безопасность на улицах и дорогах.
- Чрезвычайные приключения Юли и Ромы.
- Улица полна неожиданностей
- Травматизм правила оказания первой помощи.
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- плакаты по ПДД;
Канцтовары (бумага, карандаши, линейки, ластик, ножницы и т.д.);
Аптечка.
Учебно-методическое обеспечение:
Программа объединения;
Правила ТБ во время занятий;
Методическая литература;
Энциклопедии;
Видеоматериалы;
Тесты
Законы
Формы аттестации/контроля.
Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде
предварительного (входного), текущего, итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных
уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных
данных выявляется готовность к усвоению программного материала.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков
проводится в течение всего года на каждом занятии и представляет собой
основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение,
опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные занятия, где
учащиеся могут применить свои знания на практике, выполняя задания
коллективно и индивидуально. По окончании раздела проводится
тестирование, либо выполнение практического задания, зачёт.
Промежуточный контроль проводится по окончании полугодия в
форме тестирования и практического задания.
Итоговый контроль проводится в конце учебного курса в виде
выступления агитбригады или участия в муниципальном этапе
Всероссийского конкурса «Безопасное колесо».
Цель – выявление результатов обучения, определение качества
приобретенных знаний и умение применить их в жизни.
Список литературы.
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и
дорогах, 1997 г.
2. Атлас медицинских знаний
3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М:
Издательство АСТ-ЛТД, 1997 г.
4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М:
ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997 г.
5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для
учащихся начальной школы, 1997.
6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008 г.
9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл.,
М: Просвещение, 1975 г.
10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим
безопасность на дороге.2004 г.
11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986 г.
12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности
дорожного движения в школе, 2004.
14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в
школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.
17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и
мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.
18. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и
мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.
19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и
мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.
20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети»,
Ставрополь, 1995г.
21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах.
Учебное пособие для 7-8 кл., 1997 г.
22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах.
Учебное пособие для 9-11 кл., 1997 г.
23. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.
24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)