Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3 сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Согласовано»
протокол ШМО №6
от 31.08.2018
«Утверждена»
Протокол педсовета №01
31.08.2018
«Утверждаю»
Приказ №63
от 31.08.2018
Директор подпись/ФИО
___/______
Программа внеурочной деятельности
кружка «Национальная культура»
для обучающихся 1 класса
Бельды Светланы Алексеевны,
педагога дополнительного образования
2018
Пояснительная записка
Программа объединения «Национальная культура» разработана на основе
авторской программы «Нанайский язык» А. С. Киле. Ориентирована на детей младшего
школьного возраста, которые слабо или совсем не владеют нанайским языком. Прежде
всего, дети должны почувствовать интерес к родному слову, а через него - к культуре
своего народа, осознать свою собственную принадлежность к нему. Тематический план и
программа кружка «Айсима - золотой» рассчитаны на учащихся 1 класса в количестве 33
часов.
Цель программы: обучить детей общению на родном языке.
Задачи:
• Развивать творческие способности и эмоциональную сферу детей через подвижные игры
народов мира и Приамурья, ролевые игры с общением на родном языке (ключевые
фразы), инсценировку нанайских сказок, организацию выставок детского творчества;
• Формировать опыт социального взаимодействия, веры в свои возможности через участие
в ярмарках, концертах, акциях;
• Пропагандировать здоровый образ жизни;
• Воспитывать любовь к своей родной земле и ко всему миру.
Форма проведения занятий
Занятия проводятся в игровой форме.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К метапредметным результатам относятся:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
учиться работать по предложенному учителем плану;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания
материалы и инструменты;
– учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы
выполнения отдельных этапов изготовления изделий .
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний и умений;
добывать новые знания: находить необходимую информацию;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно
делать простейшие обобщения и выводы.
К личностным результатам относятся:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие
или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и
предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к
поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
рассуждать и обсуждать их;
самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения,
возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых
объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в
ходе обсуждения).
К предметным результатам относятся:
знать жанры нанайского фольклора;
знать виды, назначение национального орнамента;
знать национальные игры и уметь в них играть;
уметь изготавливать национальные игрушки;
уметь вышивать;
оформлять творческие работы к выставке.
В курсе прослеживается межпредметные связи:
- с уроками родной литературы, литературного чтения и родного языка: чтение сказок,
литературных произведений нанайских писателей, знакомство с жанрами русского и
нанайского фольклора;
- с уроками изобразительного искусства и технологии: участие в выставке
рисунков; декорирование, изображение предметов и объектов.
В результате изучения программы курса внеурочной деятельности обучающиеся
научатся осознавать самобытную культуру, традиции и обычаи своего народа, у них
начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к историческому
прошлому народа, у них появиться стремление к сохранению и приумножению
культурных ценностей.
Календарно-тематическое планирование
Дата
Ко
Планируемые
л.
Элементы
результаты
освоения
план
факт
№
Тема занятия
час
содержание
материала
ов
Айсима боло. Золотая
Экскурсия на берег Пополнение лексики
1.
1
осень.
Амура.
Изготовление
поделок из
природного
материала.
Наблюдение за
окружающим
миром, погодой.
Сбор гербария из
осенних листьев.
Рисование
красками, мелками
«Осенний пейзаж»
2.
1
Творческая мастерская.
3.
1
Экскурсия в лес
«Золотые листья –
айсима хабдата».
4.
1
Чудесные
превращения.
Поделки из
природного
материала
Создание гербария
Освоят способы
приёма работы с
гуашью
5.
1
Усинду – хай?
А что у нас в огороде?
Викторина
«Загадки на
грядке»
6.
1
Ниӊман– сказка.
7.
1
8.
1
9.
1
10.
1
Праздник Золотой
осени. Праздник
кетовой путины.
Далёкое прошлое
древнего Амура.
Туэгухэни.
Наступила зима.
Птицы – наши друзья.
Инсценировка
сказки «Кто
сильнее?»
«Литературнай
холан» 2 кл. стр.49
Игра
«На рыбалке»
11.
1
Наши младшие братья
– домашние любимцы.
12.
1
В сказке.
13.
1
Загадки из лунки.
14.
1
Музыка Древнего
Амура.
15.
1
Праздник первой
добычи.
16.
1
Следы на снегу.
17.
1
У кого какой домик?
Экскурсия в
библиотеку.
18.
1
Зимние забавы
19.
1
Неӊне. Весна.
20.
1
Бабочки на снегу.
21.
1
Птицы прилетели.
Рисование
«На горке»
Экскурсия на
природу.
Беседа о
насекомых.
Рисование или
аппликация
(национальный
орнамент) –
«Бабочка».
Акция
(с родителями)
«Птичья квартира»
- изготовление
Пополнение лексики
Пополнение лексики.
Тема «Рыбы»
Экскурсия в музей
Экскурсия. «Какой
бывает снег?»
Беседа «Что бы
было, если бы
птицы исчезли?
Рисование
домашних
животных.
Инсценировка
сказки по выбору.
Загадки о рыбах.
Разучивание
нанайских песен,
игр
Чтение книги
В.Гейкера
«Акашины берега»
- «Ака боани» главы о празднике
первой рыбалки и
первой добычи.
Рисование
иллюстраций к
сказкам.
Пополнение лексики.
Тема «Птицы»
Пополнение лексики.
Тема «Домашние
животные»
Развитие речи
Композиция на листе
Бережное отношение
к природе
Изготовление
нанайского орнамента
скворечников.
22.
1
Первые цветы.
Изготовление
декоративной
вербы из бусинок и
веточек.
Подвижные игры
на свежем воздухе.
Малое северное
многоборье.
23.
1
Экскурсия на Амур
24.
1
Игры наших дедушек
25.
1
Игры наших бабушек
26.
1
О чем говорит моё
имя?
27.
1
Дёагойни. Скоро лето.
Конкурс Пудин.
Конкурс мастериц.
Иллюстрирование
легенды
«Тигриный род
Актанка»
Конкурс рисунков
28.
1
Мамины помощники
Эстафета
29.
1
Эскиз газона
30.
1
Проект «Цветущий
газон»
Мы – цветоводы
31.
1
Краски лета
32.
1
Творим красоту
33.
1
Защита проекта.
Познакомятся с
детскими нанайскими
играми
Посадка семян
цветов
Изготовление
панно «Цветы»
Придумать
декоративные
элементы для
украшения клумбы
или территории
газона.
Защита проектов
«Наш газон»
Литература
Бельды Н.Н. Сокровище края сильной воды. РИОТИП г. Хабаровск, 2009 г.
Булгакова Т.Д. Нанайские напевы. Хабаровск, 1983 г.
Гейкер В.И. Сказы халбинской земли.
Киле А.С. Нанайский язык. Программа для 1 – 4 классов средней школы с
изучением родного языка.Хабаровск, 2001 г.
Оненко Г.Н., Киле Л.Т., Актанко Т.К. Картинный словарь нанайского языка.
Реченька. Хабаровское книжное издательство, 2003 г.
Пассар А. Сказки моего детства. Хабаровское книжное издательство, 2002
Прокопенко В.И. Самобытные игры нанайцев. Хабаровск, 1988 г.
Чадаева А. Древний свет. Сказки, легенды, предания народов Хабаровского края.
Хабаровск, 1990 г.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)