Решаем вместе
Есть вопрос?

прил 18 РП вд Нац культура 2 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3 сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Согласовано»
протокол ШМО №6
от 31.08.2018

«Утверждена»
Протокол педсовета №01
31.08.2018

«Утверждаю»
Приказ №63
от 31.08.2018
Директор подпись/ФИО
___/______

Программа внеурочной деятельности
кружка «Национальная культура»
для обучающихся 2 класса

Бельды Светланы Алексеевны,
педагога дополнительного образования

2018
1

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Традиционная культура нани» разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, с учетом основных направлений, включённых в структуру основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ НОШ №3с. Троицкое, на
основе авторской программы Самар Р. А. «Традиционная нанайская культура», педагогом
Бельды Е.С
Программа направлена на формирование у
обучающихся своей этнической и
национальной принадлежности, эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время традиции и обычаи
нанайцев забываются, а родители не в состоянии самостоятельно передать своим детям
культурное наследие
народа. Этим обусловлена потребность
создания кружка
«Традиционная культура нани».
Цель: формирование знаний обучающихся об обычаях, культурных традициях нанайцев.
Задачи:
- сформировать понятие о жанрах фольклора, видах орнамента, детских национальных играх;
- развивать познавательный интерес к устному народному творчеству, орнаменту, народным
играм нанайцев;
- воспитать любовь к традициям и обычаям своего народа.
Программа разработана для обучающихся 2-го класса, детей
7-8 лет
общеобразовательной школы. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно
осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических
нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками. Продолжается
социально-личностное развитие ребенка. В плане психического развития в центр выдвигается
формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и
осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов
(восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма,
чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более
сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа за учебный год. Количество обучающихся в
группе – не более десяти человек.
В содержание программы включены занятия по модулям:
- первый модуль – изучение детского фольклора,
- второй модуль – знакомство с нанайским орнаментом,
- третий модуль - знакомство с детскими национальными играми.
По завершении изучения каждого модуля проводятся конкурсы чтецов, выставки
творческих работ учащихся, спортивные соревнования.
В основе реализации программы лежит системно­деятельностный подход, который
предполагает:
–
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и
уважения его многонационального состава;
–
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие
личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира;
–
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения;
–
обеспечение преемственности программы внеурочной деятельности кружка
«Традиционная культура нани» для 2 класса и программ внеурочной деятельности 3-4 классов.
В соответствии с системно­деятельностным подходом содержание программы
осваивается на основе различных видов деятельности: чтение, инсценирование и
2

иллюстрирование сказок; составление орнамента; изготовление нанайской игрушки;
разучивание национальных игр.
В результате образовательной деятельности обучающиеся получат возможность для
формирования следующих универсальных учебных действий (далее – УУД): метапредметных
(регулятивных, коммуникативных и познавательных), личностных и предметных.
К метапредметным результатам относятся:
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

учиться работать по предложенному учителем плану;
 с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы
и инструменты;
 – учиться предлагать свои
конструкторско-технологические приёмы и способы
выполнения отдельных этапов изготовления изделий .
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли;

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний и умений;

добывать новые знания: находить необходимую информацию;

перерабатывать
полученную
информацию: наблюдать и
самостоятельно
делать простейшие обобщения и выводы.
К личностным результатам относятся:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов
декоративно-прикладного
творчества, объяснять своё
отношение к
поступкам
одноклассников с
позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и
обсуждать их;

самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в
результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов
трудовой деятельности человека-мастера;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
К предметным результатам относятся:

знать жанры нанайского фольклора;

знать виды, назначение национального орнамента;

знать национальные игры и уметь в них играть;

уметь изготавливать национальные игрушки;

уметь вышивать;

оформлять творческие работы к выставке.
3

В курсе прослеживается межпредметные связи:
- с уроками родной литературы, литературного чтения и родного языка: чтение сказок,
литературных произведений нанайских писателей, знакомство с жанрами русского и
нанайского фольклора;
- с уроками изобразительного искусства и технологии: участие в выставке рисунков;
декорирование, изображение предметов и объектов.
В результате изучения программы курса внеурочной деятельности обучающиеся
научатся осознавать самобытную культуру, традиции и обычаи своего народа, у них начнёт
формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к историческому прошлому
народа, у них появиться стремление к сохранению и приумножению культурных ценностей.
Содержание курса
Введение (1 ч)
Нанайцы и родственные им малочисленные народы Дальнего Востока – потомки
древних племён. Особенности народного искусства, обусловленные
жизненной средой.
Значение изучения истории и культуры своего народа. Ознакомление с историей и культурой
родного края, этнокультурными традициями, особенностями быта жителей края.
Беседа с визуализацией отдельных исторических и культурных объектов.
Жанры нанайского фольклора (15 ч.)
Жанры нанайского фольклора. Коллективность творческого процесса в фольклоре.
Отражение в нанайском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Малые
жанры устного народного творчества. Скороговорки. Считалки. Загадки. Виды сказок:
волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок. Нравственная
проблематика сказок «Айога» и «Морозко». Персонажи-животные «Медведь и лиса», «Мышка
и лягушка», «Кот и лиса». Мифы о происхождении вселенной. Мифологические герои и
персонажи. Легенды о происхождении нанайских родов. «Как появился род Актанка». Устное
народное творчество.
Практическая работа. Рисование героев сказок. Работа над проектом книжки-малышки.
Сочинение собственной сказки, инсценирование Работа с иллюстрациями. Кинофильмы и
мультипликации по мотивам сказочных сюжетов. Фольклорный праздник.
Орнамент (11 ч.)
Виды орнамента. Назначение орнамента. Симметрия, ритм, композиция. Спирально-ленточный
орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте.
Зооморфный, растительный орнаменты.
Вырезание орнамента из цветной бумаги, составление композиций. Подбор цветовой палитры.
Обучение технике аппликации по мотивам спирально-ленточного орнамента. Выполнение
аппликационной композиции из элементов орнамента на силуэтах изделий, вырезанных из
бумаги.
Практическая работа. Рисование орнамента на вырезанной из цветной бумаги одежде,
предметах быта. Подбор цветовой палитры. Вырезание орнамента по шаблону. Составление
композиции.
Игры, игрушки (7 ч.)
Нанайские игры и игрушки. Воспитательное значение игр. Игры, которые способствовали
развитию смекалки, ловкости, силы воли. Детские народные игры. Сезонные игры. Игра в
«котёл», «Хитрый заяц». Домашние игры. Игры с косточками. Игры для мальчиков. Игры для
девочек.
Практическая работа. Разучивание игр. Знакомство с правилами игр.
Изготовление игрушки «Акоан».
Итоговая выставка (1 ч.)
Выставка работ обучающихся. Выступление на общешкольной научно-практической
конференции.
Учебно-тематическое планирование
№
Темы занятий
Всего
УУД
Формы
пп
организации
Теория Практи
4

ка
1

Введение.

1

2

Жанры
нанайского
фольклора.
Детский
фольклор.

1

3

1

4

Скороговорки.
Деурэн.

2

5

Считалки.

2

6

Загадки.
Намбокансал.
Сказки.
Рисование героев
сказки.
Инсценирование
сказки.
Легенды. Легенды
о происхождении
нанайских родов.
Легенды
о
происхождении
Вселенной.
Орнамент. Виды
орнамента.
Растительный
орнамент.
Зооморфный
орнамент.
«Орнамент
–
илга».
Практическое
занятие.
«Орнамент
–
илга».
Коллективное
панно
«Древо жизни»
Народные игры.

2

7

8
9

10

11

12

13

14

15

16

Практическое
занятие.
Игры мальчиков

1

2

1
2

1

1

1

2

деятельности
Умение работать с
информацией
Умение анализировать

Беседа

Умение осознанно
воспринимать и оценивать
содержание текста.
Умение чувствовать красот
у и выразительность
речи, стремление к
совершенствованию
собственной речи
Умение чувствовать красот
у и выразительность
речи, стремление к
совершенствованию
собственной речи

Беседа

Умение давать
нравственную оценку
поступкам героям
Умение сопереживать
Умение осознанно
воспринимать и оценивать
текст.
Умение осознанно
воспринимать и оценивать
текст.
Умение анализировать.

Беседа

Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

3

Умение творчески решать
художественные задачи

Практическая
работа

3

Умение творчески решать
художественные задачи

Практическая
работа

2

Умение творчески решать
художественные задачи.

1

Умение вступать в диалог
и вести его.

1

Умение вступать в диалог
и вести его

Коллективное
творческое
дело
Коллективное
творческое
дело
Коллективное
творческое
дело

5

17

Игры девочек.

18

Практическое
занятие.
Изготовление
куклы
«Акоан»
Общие игры.
Игра Игра с
косточками
«Алчоан».

19

20

Выставка работ.
Итого

№

Темы

1

Введение.
Жанровая
система.
Жанры
нанайского
фольклора.

2

1

3

Детский
фольклор.

4

Скороговорки
. Деурэн.

5

Скороговорки
. Деурэн.

6
7

Считалки.
Считалки.

1

Умение вступать в диалог и
вести его

1

Умение творчески решать
художественные задачи

1

Умение комментировать
выполняемые упражнения,
дополнение ответов других,
высказывание своих
версий.
Умение оформлять работу
к выставке.

1
8

Коллективное
творческое
дело
Практическое
занятие

Коллективное
творческое
дело
Выставка

27

Календарно-тематическое планирование
Ко
Дата
Элементы содержания
Планируемые
лпроведения
результаты
во план
факт
час
ов
1
Беседа с применением
Знакомство с жанрами,
ИКТ.
их функциями и
особенностями.
1
Знакомство с разными
Познакомятся с
жанрами детского
жанрами нанайского
фольклора.
фольклора.
Классификация жанров
1
Сказки, загадки
Речевая деятельность:
слушание, говорение.
Развитие речи,
эмоциональной сферы,
памяти, развитие
творческих
способностей.
1
Разучивание
Заучивание
скороговорок.
скороговорки на
Работа над дикцией.
нанайском языке.
Составление проекта
книжки-малышки.
1
Работа над дикцией.
Развитие устной речи.
Разучивание
скороговорок.
Составление проекта
книжки-малышки.
1
Разучивание считалок.
Пополнение лексики.
1
Разучивание считалок.
Речевая деятельность:
слушание, говорение.
Развитие речи,
эмоциональной сферы,
памяти, развитие
6

Загадки.
Намбокансал.
Загадки.
Намбокансал.
Сказки.
Рисование
героев сказки.

1

Загадки о животных.

1

Сочинение
собственных загадок.
Рисование по
представлению.

11

Сказки.
Рисование
героев сказки.

1

Рисование по
представлению.

12

Сказки.
Рисование
героев сказки.

1

Рисование по
представлению.

13

Инсценирова 1
ние сказки.
Легенды.
1
Легенды
о
происхожден
ии нанайских
родов.
Легенды
о 1
происхожден
ии нанайских
родов.

Разучивание ролей

Легенды
о 1
происхожден
ии Вселенной.
Орнамент.
1

Чтение легенды и
рисование
иллюстраций к ней.
Изготовление
орнамента из цветной
бумаги.

8
9
10

14

15

16

17

1

Чтение легенды.
Иллюстрирование
легенды.
Чтение легенды.
Иллюстрирование
легенды.

18

Виды
орнамента.

1

19

Растительный
орнамент.

1

Рисование орнамента в
полосе. Понятие
симметрии.

20

Зооморфный

1

Рисование орнамента
7

творческих
способностей.
Развитие устной речи.
Развитие устной речи.
Развитие речи,
эмоциональной сферы,
памяти, развитие
творческих способностей
Ознакомление с
народным творчеством,
получение
первоначального
представления о
традиционных
моральных нормах.
Ознакомление с
народным творчеством,
получение
первоначального
представления о
традиционных
моральных нормах.
Развитие устной речи.
Умение сопереживать.
Пополнение лексики,
развитие устной речи.

Получение
первоначального
представления о
духовных традициях
нанайцев.
Знакомство с легендами.
Умение составлять
орнамент.
Развитие внимания,
памяти, эмоциональной
сферы.
Развитие творческих
способностей, мелкой
моторики. Получение
первоначальных навыков
сотрудничества,
взаимодействия со
сверстниками
Развитие творческих

орнамент.

на вырезанной из
цветного картона
одежде.

способностей, мелкой
моторики. Получение
первоначальных навыков
сотрудничества,
взаимодействия со
сверстниками
Развитие творческих
способностей, мелкой
моторики. Получение
первоначальных навыков
сотрудничества,
взаимодействия со
сверстниками
Развитие творческих
способностей, мелкой
моторики. Получение
первоначальных навыков
сотрудничества,
взаимодействия со
сверстниками
Развитие творческих
способностей

21

Зооморфный
орнамент.

1

Рисование орнамента
на вырезанной из
цветного картона
посуде.

22

Зооморфный
орнамент.

1

Рисование орнамента
на вырезанной из
цветного картона
посуде..

23

Практическое
занятие.
«Орнамент–
илга».
Практическое
занятие.
«Орнамент–
илга».
Практическое
занятие.
«Орнамент–
илга».
Коллективное
панно.
«Древо
жизни».
Коллективное
панно.
«Древо
жизни».

1

Вырезание
растительного
орнамента.

1

Вырезание спиральноленточного орнамента.

Развитие творческих
способностей

1

Вырезание
зооморфного
орнамента.

Развитие творческих
способностей

1

Изготовление коврика
из цветной бумаги.

Развитие творческих
способностей

1

Изготовление панно.

Народные
игры.

1

Разучивание игр.
Знакомство с
правилами игр.

Развитие творческих
способностей, мелкой
моторики. Получение
первоначальных навыков
сотрудничества,
взаимодействия со
сверстниками
Получение
элементарных
представлений о
взаимосвязи, здоровья
физического,
психического и
социальнопсихологического в ходе
проведения подвижных
народных игр.

24

25

26

27

28

8

29

Народные
игры.

1

Соревнование. Малое
северное многоборье.

30

Практическое
занятие.
Игры
мальчиков
Игры
девочек.

1

Знакомство с играми
для мальчиков.

1

Знакомство с играми
для девочек.

Практическое
занятие
«Акоан кукла».
Общие игры.
Алчоан.

2

Изготовление куклы.

1

Соревнование.

Выставка.

1

Итоговая выставка.
Приглашение
родителей, педагогов
на выставку.

31

32

33

34

Развитие внимания,
координации
двигательной сферы.
Развитие внимания,
координации
двигательной сферы
Развитие внимания,
координации
двигательной сферы
Научатся изготавливать
куклу.
Развитие внимания,
координации
двигательной сферы
Получение
первоначального опыта
самореализации в
творческой
деятельности.

34
Ресурсное обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Для обучающихся:
гуашь, акварель, палитра, пастель, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей ПВА,
ткань.
Для учителя:
компьютер, интерактивная доска, графический планшет, документ-камера.
Литература для учителя
1. Бельды В. Ч. Нанайские игры: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: книжное
издательство, 1989. -176 с., ил.
2. Гаер. Е. А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце IХХ - начале ХХ в. –
Хабаровск: Платина, 2012. – 144 с.
3. Киле А. С. Искусство нанайцев: вышивка, орнамент, традиции и инновации.Владивосток, 2012 г.
4. Киле А. С., Мохова С. П. Традиционная национальная культура дальневосточных
этносов: Сборник исследовательских работ учащихся учреждений общего и
дополнительного образования Хабаровского края. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006.85 с.
5. Киле П. К. Творческое наследие.- Комсомольск-на- Амуре, 1993. - 91 с.
6. Лементович Т. В. Искусство народов Приамурья: Собрания музеев Сибири и Дальнего
Востока. –Хабаровск, 2012. – 277 с.
7. Мохова С. П. Обучение детей работе с приамурским орнаментом: Учебно-методическое
пособие. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002. – 18 с.
8. Соболевская Н. А. Игрушка народностей Приамурья как этнокультурный памятник. Хабаровск, 1992. 39 с.
9. Таксами Ч. М. Краски земли Дерсу: Фотоальбом. –Хабаровск: книжное издательство,
1982 – 274 с.
Литература для обучающихся
9

1. Гейкер В. И. Сказы халбинской земли. Повесть, рассказы, легенды, сказки. – Хабаровск:
Издательство «РИОТИП» краевой типографии, 2006.- 160 с.
2. Пассар. А. А. Сказки моего детства: Стихи, легенды, сказки, загадки на нанайском и
русском языках. – Хабаровск: книжное издательство, 2002. – 272 с.
3. Оненко Г. Н. Картинный словарь нанайского языка. Реченька: Учебное пособие для
дошкольных учреждений и учащихся начальных классов. – Хабаровск: книжное
издательство, 2003. – 128 с.

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».