Решаем вместе
Есть вопрос?

прил 18 РП вд Нац культура 3 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3
сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района
Хабаровского края
«Согласовано»
протокол ШМО №6
от 31.08.2018

«Утверждена»
Протокол педсовета №01
31.08.2018

«Утверждаю»
Приказ №63
от 31.08.2018
Директор подпись/ФИО
___/______

Программа внеурочной деятельности
кружка «Национальная культура»
для обучающихся 3 класса

Бельды Светланы Алексеевны,
педагога дополнительного образования

2018
1

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Национальная культура» разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, с учетом основных направлений, включённых в структуру основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ НОШ №3 с.
Троицкое, на основе авторской программы Попова М. И. «Уроки предков».
Программа направлена на формирование у обучающихся этнической и национальной
принадлежности, творческого отношения к труду, бережного отношения к материальным
и духовным ценностям. Программа построена на принципе диалога культур.
Цель программы: формирование ценностного отношения к национальной культуре
и народным традициям нанайцев.
Задачи:
- развивать познавательный интерес у обучающихся к изучению нанайской культуры;
- воспитывать любовь к своей семье, родному селу, своему народу;
- формировать уважительное отношение к культуре других народов.
Программа рассчитана на школьников 8-9 лет, обучающихся 3 класса. Дети этого
возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение
начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и
сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность.
В основе реализации программы лежит системно­деятельностный подход, который
предполагает:
–
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур
и уважения его многонационального состава;
–
ориентацию на достижение цели и основного результата образования —
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира;
–
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения;
–
обеспечение преемственности программы внеурочной деятельности кружка
«Национальная культура»» для 3 класса и программ внеурочной деятельности 2, 4
классов.
В соответствии с системно­деятельностным подходом содержание программы
осваивается на основе различных видов деятельности: чтение, инсценирование и
иллюстрирование сказок; составление орнамента; изготовление нанайской игрушки,
куклы; составление родословной, кроссвордов, книжки-малышки; лепка.
В доступной, интересной форме дети смогут усвоить правила поведения в лесу, на
рыбалке, во время игры, научатся вышивать, изготавливать национальные игрушки.
Этим вопросам посвящены темы: «Рыбалка», «Заповеди предков», «Игрушки».
Большее количество часов программы (9 ч.) отведено традиционной нанайской вышивке.
В план занятий включены встречи со старожилами села, знаменитыми земляками,
экскурсии.
Обучающиеся познакомятся с историей возникновения родного села, обрядами и
обычаями нанайцев, литературными произведениями нанайских писателей.
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю, за год - 34 часа. Количество
человек в группе - не более 10. По завершении изучения каждой темы проводятся
конкурсы, инсценирование сказок, национальные игры, соревнования, выставки детского
творчества.
В конце учебного года проводится итоговая выставка работ, на которую приглашаются
родители, педагоги.
2

В процессе изучения курса обучающиеся получат возможность для формирования
следующих универсальных учебных действий (далее – УУД): метапредметных
(регулятивных, коммуникативных и познавательных), личностных и предметных.
Личностными результатами обучающихся будут следующие умения и качества:
 умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
 умение воспринимать красоту
природы,
бережно относиться ко
всему
живому; чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
 понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности
по отношению к своим близким;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и
окружающих людей;
 этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального
поведения.
Метапредметными результатами обучающихся является формирование
следующих УУД:
Регулятивные УУД
 корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы
других;

под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия
для выявления оптимального решения проблемы;
Познавательные УУД

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

осуществлять анализ и синтез;

строить рассуждения;
 добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений;
 перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные УУД
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;

владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметными результатами обучающихся являются:
 знать обряды, этапы проведения обрядов;
 знать названия национальных блюд;
 знать названия швов;

уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические
задачи, проблемы;

уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке,
угольнику, циркулю;
 уметь играть в национальные игры;
 уметь вышивать несложные орнаменты.
Содержание курса
3

Вводное занятие. Легенды и предания о моей малой родине. (1 ч.)
Родина – место, где ты родился и живёшь. Как относились нанайцы к своей малой
родине. Твой посёлок. Чем он знаменит. Откуда произошло название села, в котором ты
родился. История села.
Беседа с визуализацией отдельных объектов.
Люби и знай свой край (1 ч.)
Поселения древних людей. Первопроходцы. Первые переселенцы на Дальнем Востоке.
Заселение Амура. Фауна и флора родного края. Воспевание природы родного края в
произведениях поэта П. С. Комарова, художника Г. Д. Павлишина.
Беседа с применением ИКТ. Рисование природы родного края.
Посоревнуемся (1 ч.)
Игра – отражение жизни и подготовка к ней. Виды детских игр. Игры, способствующие
развитию смекалки, ловкости, силы воли. Игры, которые способствуют физическому
развитию детей. Дети разных народов играют в одни и те же игры.
Практическое занятие. Народные игры. Разучивание игр. Групповые игры. «Догонялки»,
«Прыжки », «Лапта». Спортивное состязание.
Народные сезонные праздники. Обряд поклонения воде (1 ч.)
Отношение к природе. Одухотворение окружающего мира. Промысловые обряды.
Символическое значение обряда поклонения воде. Подготовка семьи к обряду и его
проведение. Запреты. Воспитательное значение запретов.
Легенды, связанные с
запретами. Легенда «О хозяине реки Семин». Семейные праздники.
Практическая работа. Рисование семейного праздника. Выставка рисунков.
Сказки моего детства (3 ч.)
Сказки. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость
сказок. Народная мораль в характере и поступках героев сказки «Непослушный мальчик
Пито» и «Гуси-лебеди». Персонажи - животные в произведениях «Как лиса летягу
обманула», «Лиса и зайчиха», русской народной сказке «Лиса и заяц».
Практическая работа. Рисование персонажей сказок. Инсценирование сказки
«Непослушный мальчик Пито».
Сказочные узоры (9 ч.)
Нанайский орнамент. Символика русского орнамента.
Виды орнамента. Назначение
орнамента. Симметрия, ритм, композиция. Спирально-ленточный орнамент. Цветовые
сочетания в орнаменте. Зооморфный, растительный орнаменты. Вышивка: материал,
техника, виды швов. Названия нанайских декоративных швов. Встреча с мастерицами
села. Посещение районного краеведческого музея.
Практическая работа. Вышивание тамбурным швом, гладью. Выставка изделий.
Посуда в твоём доме (2 ч.)
Декоративно-прикладное искусство. Посуда из дерева, берёзовой коры, глины. Форма и
украшение посуды обусловлены её назначением. Украшение орнаментом посуды.
Встреча с художником Е. А. Киле.
Практическая работа. Лепка посуды из пластилина, украшение орнаментом. Выставка
работ.
Рыбалка (2 ч.)
Рыболовство. Добыча рыбы. Орудия лова и транспортные средства. Бережное отношение
к природе. Встреча со старожилами села. Рыба, которая обитает в Амуре.
Практическая работа. Викторина на тему «Кто живёт в реке?»
Песня (2 ч.)
Общие сведения о жанре песни в устном народном творчестве нанайцев. Народные
песни, их особенности, функции. Как сочинялись песни. Мужские и женские песни.
Легенда о возникновении песни. Встреча с народным ансамблем «Нани».
Практическая работа. Слушание и разучивание песни «Рыбацкая». Выступление на
общешкольном концерте.
Путешествие в прошлое (2 ч.)
4

История села. Легенды и предания родной земли. Жизнь людей нашего села сто лет тому
назад. Топонимика родного села в произведении
нанайского писателя К.М. Бельды
«Водоворот». Экскурсия по селу. Беседа с применением ИКТ.
Практическая работа. Рисование внутреннего устройства нанайского жилища.
Заповеди предков (1 ч.)
Заповеди предков. Наставления молодым. Почитание небу, земле, Амуру. Личное
коленопреклонение отцу, старшим, дедам. Запреты.
Практическая работа. Чтение литературного произведения В. И. Гейкера «Акашины
берега».
Игрушки (3 ч.)
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых
изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.
Игрушки для девочек и мальчиков. Материал для изготовления игрушек. Игрушки из
ткани, бумаги. Изготовление игрушек из головы карася, касатки. Русская народная
игрушка.
Практическая работа. Изготовление акоан – куклы для девочек. Выставка работ.
Мой род, моя семья (1 ч.)
Понятие о роде, семье. Отец, его роль в семье, взаимоотношения с членами семьи.
Отношение к представителям старшего поколения. Наставления старших подрастающему
поколению. Семейные праздники.
Практическая работа. Составление родословной.
Рецепты нанайской кухни (1 ч.)
Блюда национальной кухни. Забытые рецепты нанайских блюд. Блюда из рыбы и мяса.
Рецепт приготовления паштета из рыбы. Блюда из дикоросов. Суп из полыни. Отвар из
риса. Рецепт приготовления лепёшки из черёмухи. Заготовка впрок. Хранение продуктов.
Встреча со старожилами села.
Практическая работа. Составление книжки-малышки «Рецепты нанайской кухни».
Зелёная аптека. Полезные растения (1 ч.)
Отношение к природе. Лекарственные растения. Чем лечились наши предки. Сбор,
хранение лекарственных растений.
Практическая работа. Составление кроссворда на тему «Полезные растения».
Нанайские имена (1 ч.)
Имя человека. О чём говорят наши имена. Почему нанайцы давали два имени своим
детям. Отношение предков к детям. Воспитание детей в семье.
Практическая работа. Составление справочника нанайских имён.
В гостях у мастера (1 ч.)
Встреча с мастерами декоративно-прикладного искусства.
Я – мастер (1 ч.)
Итоговая выставка работ.
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
1.

2.

Тема занятий

Вводное
занятие.
Легенды и предания о
моей малой родине.
Люби и знай свой
край.

Всего
Теория Практик
а
1

1

УУД

Формирование чувства
гордости за свою малую
родину
Формирование
уважительного отношения
к иному мнению, истории
и культуре других
народов.
5

Формы
организации
деятельности
Беседа с
применением
ИКТ
Беседа с
применением
ИКТ

3.

Посоревнуемся.

1

4.

Народные сезонные
праздники.
Обряд
поклонения
воде.

1

5.

Сказки моего детства.

1

2

6.

Сказочные
узоры.
Виды вышивки.

1

8

7.

Посуда в твоём доме.

8.

Рыбалка. Кто живёт в
реке?

9.

Дярин. Песня.
Слушание нанайских
песен

10.

Путешествие
прошлое

11.

Заповеди предков

12.

Игрушки

3

13.

Моя семья, мой род.

1

14.

Рецепты
кухни.

нанайской

1

15.

«Зелёная»
аптека.
Полезные растения.

1

2

в

1

1

2

1

1

1

Приобретение
первоначальных навыков
совместной деятельности,
сотрудничества,
взаимопомощи.
Осознание целостности
окружающего мира,
элементарных правил
поведения в мире
природы.
Понимание литературы
как передачи
нравственных ценностей и
традиций.
Овладение
технологическими
приёмами ручной
обработки материалов.
Овладение
элементарными
практическими умениями
и навыками.
Осознание целостности
окружающего мира,
элементарных правил
поведения в мире
природы.
Умение воспринимать
музыку и выражать своё
отношение к
музыкальному
произведению.
Формирование
уважительного отношения
к родному краю, своей
малой родине.
Понимание значения
нравственности.
Освоение способов
решения творческого
характера.
Формирование
уважительного отношения
к своей семье.
Освоение способов
изучения природы с
получением информации.
Осознание целостности
окружающего мира,
элементарных правил
поведения в мире
6

Спортивные
игры

Практическая
работа

Практическая
работа
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская

Разучивание
песни.

Творческая
мастерская
Беседа с
применением
ИКТ
Творческая
мастерская
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

16.

Нанайские имена.

1

17.

В гостях у мастера.

1

18.

Я - мастер

1

Итого
№
п/п

7
Тема

природы
Освоение способов
решения проблем
творческого и поискового
характера.
Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми.
Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми.

Календарно-тематическое планирование
Кол/
Дата
Элементы содержания
час
план
факт
1

1

Знакомство с
традициями и обычаями
нанайцев.
Что такое малая родина.

3.

Мэлдегуэри.
Посоревнуемся.

1

Игровая программа.

4.

Изготовление лодочки
для обряда

5.

Народные сезонные
1
праздники. Обряд
поклонения воде.
Сказки моего детства. 1

6.

Сказки моего детства. 1

7.

Сказки бабушки
Тайги.

1

Беседа об истории села.
Рисование нанайского
стойбища.
Создание плаката на
экологическую тему.

8.

Сказочные узоры.
Виды вышивки.

1

9.

Сказочные узоры.

1

10.

Сказочные узоры.

1

Мастерская. Вышивание
простого узора.

11.

Сказочные узоры.

1

Вышивание простого

2.

Мастер-класс
Выставка.

27

Вводное занятие.
Легенды и предания о
моей малой родине.
Люби и знай свой
край.

1.

Практическая
работа

Чтение произведений
А. А. Пассара

Беседа о видах вышивки.
Техника безопасности
при работе с ножницами,
иголкой.
Экскурсия в музей.

7

Планируемые
результаты

Познакомятся с
историей своего
села.
Познакомятся с
нанайскими
детскими играми.
Узнают об обряде
поклонения воде.
Познакомятся с
произведениями
А. А. Пассара.
Сказки моего
детства.
Бережное
отношение к
окружающей среде.
Познакомятся с
видами швов.
Научатся вышивать
несложные
орнаменты.
Научатся
подбирать
цветовую гамму
для орнамента
Научатся

узора.

12.

Бабушкин халат.

1

13.

Бабушкин халат.

1

14.

Бабушкин халат.

1

15.

Бабушкин халат.

1

16.

Бабушкин халат.

1

17.

Посуда в твоём доме.

1

18.

Посуда в твоём доме.

1

Лепка посуды из
пластилина.
Украшение посуды.

19.

Кто живёт в реке?

1

Беседа

20.

Рыбалка.

1

21.

Песня.

1

Рыболовные
принадлежности.
Изготовление макетов
лодок из картона.
Разучивание и
исполнение песен.

22.

Песня.
Разучивание.

1

Разучивание песен.

23.

Путешествие в
прошлое.
Путешествие в
прошлое.

1
1

Изготовление макета
нанайского жилища.
Изготовление макета
нанайского жилища.
Внутреннее убранство
жилища.

Заповеди предков

1

Беседа о воспитании
детей в нанайской семье.

24.

25.

Выполнение эскиза
женского и мужского
нанайского костюма.
Изготовление из
цветной бумаги
женского и мужского
костюма для куклы.
Изготовление из
цветной бумаги
женского и мужского
костюма для куклы.
Изготовление из
цветной бумаги
женского и мужского
костюма.
Выставка работ.

8

подбирать
цветовую гамму
для орнамента
Познакомятся с
понятием эскиза.
Познакомятся с
названиями деталей
халата.
Узнают названия
деталей одежды.
Познакомятся с
порядком одевания
национальной
одежды.
Научатся
оформлять свои
работы к выставке.
Освоят приёмы
лепки.
Научатся
подбирать
орнамент для
своего изделия.
Научатся бережно
относится к
природе.
Узнают о видах
лодок, оморочек.
Познакомятся с
нанайскими
песенными
жанрами.
Познакомятся с
нанайскими
песенными
жанрами.
Узнают названия
частей дома.
Познакомятся с
внутренним
устройством
нанайского
жилища.
Узнают о заповедях
предков. Научатся
уважительному

26.

Игрушки

1

Практическая работа.
Изготовление куклы.
Практическая работа.
Изготовление семьи
игрушки-акоан.
Выставка.

27.

Игрушки

1

28.

Игрушки

1

29.

Моя семья, мой род.

1

Составление родового
древа.

30.

Рецепты нанайской
кухни.

1

Составление рецептов
блюд. Изготовление
книги рецептов.

31.

«Зелёная» аптека.
Полезные растения.

1

Беседа о лекарственных
растениях.

32.

Нанайские имена.

1

33.

В гостях у мастера.

1

34.

Я – мастер.

1

Беседа о том, почему у
нанайцев было два
имени.
Встреча с мастерицами
села.
Итоговая выставка.

отношению к
старшим.
Познакомятся с
видами игрушек.
Научатся
изготавливать
игрушку.
Научатся
оформлять изделия
к выставке.
Научатся бережно
относится к
семейным
традициям.
Научатся
самостоятельно
собирать
информацию.
Узнают о
лекарственных
растениях.
Узнают о
нанайских именах.

Ресурсное обеспечение
Материально-техническое обеспечение

1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.

Для обучающихся:
гуашь, акварель, палитра, кисти, пастель, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей
ПВА, ткань, нитки мулине, иголка, тесьма, пластилин, стека.
Для учителя:
компьютер, интерактивная доска, графический планшет, документ-камера.
Литература для учителя
Бельды В. Ч. Нанайские игры: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: книжное
издательство, 1989. -176 с., ил.
Гаер. Е. А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце IХХ - начале ХХ в. –
Хабаровск.: Платина, 2012. – 144 с.
Задорожный А. М. Справочник по лекарственным растениям. – М.: Лесная
промышленность, 1988. – 415 с., ил.
Киле А. С. Искусство нанайцев: вышивка, орнамент, традиции и инновации.Владивосток, 2012 г.
Киле А. С., Мохова С. П. Традиционная национальная культура дальневосточных этносов:
Сборник исследовательских работ учащихся учреждений общего и дополнительного
образования Хабаровского края. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006.- 85 с.
Киле П. К. Творческое наследие.- Комсомольск-на- Амуре, 1993. - 91 с.
Константинов А. А. Дальневосточная кухня: Физиологические особенности питания
населения Дальнего Востока. – Хабаровск: Книжное издательство, 1990. – 256 с.
Лементович Т. В. Искусство народов Приамурья: Собрания музеев Сибири и Дальнего
Востока. – Хабаровск, 2012. – 277 с.
9

9. Мохова С. П. Обучение детей работе с приамурским орнаментом: Учебно-методическое
пособие. – Хабаровск.: ХК ИППК ПК, 2002. – 18 с.
10. Соболевская Н. А. Игрушка народностей Приамурья как этнокультурный памятник.Хабаровск, 1992, 39 с.
11. Таксами Ч. М. Краски земли Дерсу: Фотоальбом. –Хабаровск: книжное издательство, 1982
– 274 с.
Литература для обучающихся
1. Гейкер В. И. Сказы халбинской земли: Повесть, рассказы, легенды, сказки. – Хабаровск:
Издательство «РИОТИП» краевой типографии, 2006.- 160 с.
2. Гейкер В. И. Акашины берега: Повесть, легенды, сказка. – Хабаровск: книжное
издательство, 1990. – 144 с.: ил.
3. Оненко Г. Н. Картинный словарь нанайского языка. Реченька: Учебное пособие для
дошкольных учреждений и учащихся начальных классов.– Хабаровск: книжное
издательство, 2003. – 128 с.
4. Пассар. А. А. Сказки моего детства. Стихи, легенды, сказки, загадки на нанайском и
русском языках. – Хабаровск: книжное издательство, 2002. – 272 с.
5. Тихонова А. Н. Твой родной край: Книга для внеклассного чтения младших школьников
Хабаровского края. – Хабаровск: книжное издательство, 1982. – 160 с., ил.
6. Усенко Н. В. Травы мои приамурские.- Хабаровск.: книжное издательство, 2007. – 24 с.,
ил.

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».