Решаем вместе
Есть вопрос?

прил 22 РП вд Фин грам 2-3 кл

ИЗДАНИЕ ПОДГОТОВЛЕНО В РАМКАХ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВСЕМИРНОГО БАНКА
«СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЛИЯ КОРЛЮГОВА
ЕЛЕНА ГОППЕ

ФИНАНСОВАЯ 2
ГРАМОТНОСТЬ

класс

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

МОСКВА

2020

3
класс

УДК 373.34:33+336
ББК 65.26я721
К66
Издание допущено к использованию в образовательном процессе
на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 № 699.

«Финансовая грамотность» – целостная система учебных курсов для общеобразовательных организаций, впервые разработанная в России. Для каждого курса
создан учебно-методический комплект, включающий учебную программу, методические рекомендации для учителя, учебные материалы для учащихся, рабочую
тетрадь и материалы для родителей.
Предлагаемые материалы содержат значительный объём информации, что позволяет использовать их не только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности, для самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями и др.

А в т о р ы:
Юлия Корлюгова, магистр экономики, гимназия «Московская экономическая школа»
Елена Гоппе, преподаватель истории, обществознания, экономики и права

К66

Корлюгова, Ю.Н., Гоппе, Е.Е.
Финансовая грамотность: учебная программа. 2–3 классы общеобразоват.
орг. – М.: ВАКО, 2020. – 32 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
ISBN 978-5-408-04709-3
Программа курса «Финансовая грамотность» составлена для 2–3 классов (автор материалов
для учащихся – С. Федин). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён учебно-тематический план занятий, описаны
формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.
Издание предназначено для учителей начальных классов общеобразовательной школы и педагогов дополнительного образования.
УДК 373.34:33+336
ББК 65.26я721

ISBN 978-5-408-04709-3

© Министерство финансов
Российской Федерации, 2020
© ООО «ВАКО», 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Система оценивания образовательных достижений учащихся . . . 15
Формы и критерии оценивания образовательных
достижений учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Формы занятий и методы организации учебно-познавательной
деятельности учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Материалы и оборудование, необходимые для проведения
занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список литературы и интернет-источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3

Пояснительная записка

4

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом
начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и направлена
на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие
личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует
примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее
образование) и требованиям к дополнительным образовательным
программам.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» входит
в учебно-методический комплект, который также включает следующие издания:
• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях. Часть 1;
• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях. Часть 2;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая
тетрадь. 2–3 классы;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–3 классы;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–3 классы.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2–3 классов в сфере экономики семьи. Курс состоит из двух частей, каждая из которых рассчитана
на 8 академических часов (в общей сложности 16 часов).
Место курса в образовательной системе:
• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности
по научно-познавательному направлению;

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

• курс может быть использован как программа дополнительного образования младших школьников в общеобразовательной организации;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного
образования детей, где она является основной1, а также в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии2;
• курс может быть интегрирован в другие учебные предметы
(математика, окружающий мир, технология, литература) при составлении авторских программ;
• курс может быть использован при составлении и реализации
программы воспитательной работы во 2–3 классах.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской
и проектной деятельности.
Основные содержательные линии курса
«Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература. При организации
занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей

1

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утверждён Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008.

2

Основанием для реализации программы курса является п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5

6

важно учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия:
• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;
• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов учебных материалов курса научить
младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного;
• актуальность для младших школьников игровой деятельности,
в том числе совместной игровой и учебной деятельности со сверстниками.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая
грамотность» является создание развивающей образовательной
среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный
диалог.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли
и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии –
важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как
ученика и его направленность на саморазвитие.
Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.
В процессе изучения курса у учащихся младших классов
формируются такие умения и навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых
группах.
Эффективным средством формирования основ финансовой
грамотности являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги», «Какие виды денег существуют», «Что

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

я знаю о банковской карте», «Что такое семейный бюджет», «Какие
виды семейных доходов существуют», «На что расходуются деньги
в семье», «Сколько денег тратит семья на питание», «Сколько денег
требуется семье на оплату коммунальных услуг».
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса
«Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи и общества;
• овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
• познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
• осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных
действий в области финансов, так и действий окружающих;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги
первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
Ученик младших классов также получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
• положительной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека
и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся
в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

7

Метапредметные результаты изучения курса
«Финансовая грамотность»

8

Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
• использование логических действий сравнения преимуществ
и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий
и причинно-следственных связей между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
• использование знаково-символических средств, в том числе
моделей и схем, для решения финансовых задач;
• владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему,
разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
• определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
• постановка финансовых целей, умение составлять простые
планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов
в области экономики семьи;
• выполнение пошагового контроля своих учебных действий,
итоговый контроль и оценка результата;
• оценка правильности выполнения финансовых действий
и способов решения элементарных финансовых задач;

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

• корректирование учебных действий после их выполнения
на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;
• использование цифровой формы записи хода и результатов
решения финансовой задачи.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
• умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
• умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• умение признавать возможность существования различных
точек зрения и право каждого иметь своё мнение;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку финансовых действий и решений;
• умение договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно
оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь
партнёрам.

9

Предметные результаты изучения курса
«Финансовая грамотность»:

10

• правильно использовать изученные предметные понятия (обмен,
товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические
деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы
семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
• понимание причин обмена товарами и умение приводить
примеры обмена;
• понимание проблем, возникающих при обмене товарами,
и умение их объяснить;
• умение приводить примеры товарных денег;
• умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
• понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
• умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое
безналичный расчёт и пластиковая карта;
• умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• умение называть основные направления расходов семьи,
приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи,
а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
• умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;
• умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают
вклады и берут кредиты;
• знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;
• умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры
валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• распознавать финансовую информацию, представленную
в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать
данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Учебно-тематический план
№
занятия

Тема занятия

Тип занятия

ЧАСТЬ 1

Количество
часов

8

1

Что такое деньги

Постановка проектной задачи

1

2

Откуда взялись деньги

Решение проектной задачи

1

3

Рассмотрим деньги
поближе

Мини-исследование

1

4

Защита денег от подделок

Решение проектной задачи

1

5

Какие деньги были раньше Решение проектной задачи
в России

1

6

Современные деньги России и других стран

1

7

Учимся обращаться с день- Занятие-игра
гами

1

8

Что мы узнали о деньгах?

1

Решение проектной задачи

Решение проектной задачи /
Итоговое оценивание
ЧАСТЬ 2

8

9

Откуда в семье берутся
деньги

Постановка проектной задачи

1

10

На что тратятся деньги

Решение проектной задачи

1

11

Как с умом управлять
своими деньгами

Решение проектной задачи

1

12

Как считать доходы и расходы семьи

Решение проектной задачи

1

13

Как делать сбережения

Решение проектной задачи,
практическое занятие

1

14

Учимся делать сбережения Занятие-игра

1

15

Учимся считать доходы
и расходы семьи

Занятие-игра, практическое
занятие

1

16

Что мы узнали о доходах
и расходах семьи?

Решение проектной задачи /
Итоговое оценивание
Итого

1
16

11

Содержание курса
Часть 1 (занятия 1–8)

12

Содержание занятий 1–8 раскрывает тему «Что такое деньги
и для чего они нужны».
Базовые понятия: обмен, товар, покупка, продажа, деньги,
сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская
карта.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
• понимать, что деньги – средство обмена, а не благо;
• осознавать ответственность за расходование денег.
Метапредметные результаты:
• использовать различные способы поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначении
в современной жизни людей;
• использовать логические действия сравнения различных видов денег;
• работать в малой группе (распределять обязанности, представлять результаты работы группы).
Предметные результаты
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги, безналичные деньги,
электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта);
• называть признаки денег;
• описывать ситуации, в которых используются деньги;
• приводить примеры обмена;
• приводить примеры товарных денег;
• называть отличия между монетами и бумажными деньгами;
• объяснять, почему изготовление фальшивых денег является
преступлением;
• считать деньги;

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

• правильно считать сдачу;
• называть отличия между наличными и безналичными деньгами;
• решать задачи с элементарными денежными расчётами;
• составлять задачи с элементарными денежными расчётами.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• характеризовать товарные деньги;
• объяснять, для чего нужны деньги.
Темы занятий
Занятие 1. Что такое деньги.
Занятие 2. Откуда взялись деньги.
Занятие 3. Рассмотрим деньги поближе.
Занятие 4. Защита денег от подделок.
Занятие 5. Какие деньги были раньше в России.
Занятие 6. Современные деньги России и других стран.
Занятие 7. Учимся обращаться с деньгами.
Занятие 8. Что мы узнали о деньгах?
Часть 2 (занятия 9–16)
Содержание занятий 9–16 раскрывает тему «Что такое семейный бюджет».
Базовые понятия: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы,
обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы,
сбережения, виды сбережений.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
• понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;
• понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег);
• понимать разницу между базовыми потребностями людей
и их желаниями.
Метапредметные результаты:
• использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и расходах семейного бюджета, правилах его составления;

13

14

• использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи, основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и расходов в бюджете семьи;
• работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять план действий, оформлять
и представлять результаты работы группы).
Предметные результаты:
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная
плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений,
экономия);
• называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;
• называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов
семьи;
• приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;
• сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);
• объяснять, как появляются долги и чем они опасны;
• считать доходы и расходы семьи;
• называть способы сокращения расходов и экономии;
• называть способы увеличения доходов семьи;
• приводить примеры различных видов сбережений;
• объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;
• составлять бюджет семьи на простых условных примерах.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться обосновывать
целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Темы занятий
Занятие 9. Откуда в семье берутся деньги.
Занятие 10. На что тратятся деньги.
Занятие 11. Как с умом управлять своими деньгами.
Занятие 12. Как считать доходы и расходы семьи.
Занятие 13. Как делать сбережения.
Занятие 14. Учимся делать сбережения.
Занятие 15. Учимся считать доходы и расходы семьи.
Занятие 16. Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

Система оценивания образовательных
достижений учащихся
Основным объектом оценки образовательных достижений
учащихся во 2 и 3 классах являются планируемые результаты освоения курса, которые в соответствии с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом уровне.
Оценивание результатов освоения дополнительной образовательной программы курса предполагает комплексную оценку образовательных достижений учащихся в области финансовой грамотности. При этом учителю и педагогу дополнительного образования
важно иметь в виду следующее:
• на первый план выходят личностные достижения учащихся как позитивно-значимые изменения качеств личности, которые
возникают в ходе становления финансовой грамотности младших
школьников;
• способы оценивания должны быть ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, в которых учащиеся
могут продемонстрировать применение знаний и умений, опыт грамотного финансового поведения;
• система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки
их достижения.
За точку отсчёта принимается необходимый для продолжения
образования и реально достигаемый большинством учащихся базо-

15

16

вый уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных
образовательных достижений ведётся методом сложения, при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты учащихся с оценками типа:
• «зачёт / незачёт», которые свидетельствуют об усвоении базовых понятий и знаний, о правильном выполнении учебных действий
в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном
материале;
• «хорошо» и «отлично», которые говорят об усвоении базовой
системы понятий и знаний на уровне осознанного произвольного
владения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или
избирательности) интересов учащегося.
Личностные результаты учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке.
Оценка достижения этих результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Особенности системы дополнительного образования обусловливают приоритетное использование при оценивании результатов
освоения учащимся программы «Финансовая грамотность» его самооценки и портфолио.
Оценка педагогом образовательных достижений учащихся проводится после самооценки ими своих достижений. В этом случае она
становится инструментом определения направлений корректировки
и развития компетенций, в том числе самооценки учащегося.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся
(сначала с помощью учителя) меры достижения планируемых результатов и корректировку своей учебной деятельности. Организация самооценки включает следующие этапы1.
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются или согласовываются критерии оценки учебного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению
задания.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают
процесс и результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
1

Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н. Современная система оценивания в начальной школе
на основе требований ФГОС НОО. Минск: Вектор, 2017. С.19.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок, выявляются действия,
требующие корректировки.
В процессе оценивания используются разнообразные методы
и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные
письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования связано прежде всего
с умением учиться и может проводиться в ходе наблюдения в процессе занятий, в промежуточных и итоговых проверочных работах
по курсу «Финансовая грамотность», в комплексных работах межпредметного характера.
В ходе текущей, тематической или промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять
в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки уместно отслеживать уровень
сформированности такого умения, как взаимодействие с партнёром
(ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника,
стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении изучаемого объекта, действия, события и др.).
Система предметных знаний, умений и компетенций –
важнейшая составляющая предметных результатов курса «Финансовая грамотность». Предметом оценивания являются базовые знания
и умение применять их для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использование при этом универсальных учебных действий: применение знаково-символических средств;
моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов;
действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том
числе причинно-следственных) и аналогий; поиск информации, её
преобразование, представление и интерпретация.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио – портфель
достижений учащегося, который обеспечивает демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном

17

18

контексте, в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия.
Портфолио учащегося – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда
важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности;
• формировать умение учиться: ставить цели, планировать
и организовывать собственную учебную деятельность.
В общем портфолио учащегося целесообразно выделить специальный раздел, посвященный динамике освоения курса «Финансовая грамотность». Для оценки достижения планируемых результатов
курса в этот раздел можно включать:
• выполненные учащимися учебные проекты;
• материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по курсу;
• результаты учебных мини-исследований;
• материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, листы наблюдений
родителей, листы самооценки);
• результаты участия в неделе финансовой грамотности, в олимпиадах и конкурсах.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих
и портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых
результатов всего курса финансовой грамотности.
Оценка как отдельных работ учащегося, так и его портфолио
в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами,
в которых описаны: состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы; вклад каждой работы в накопленную оценку учащегося. Критерии оценки отдельных
составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем примени-

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

тельно к особенностям образовательной программы и контингента
детей.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы:
• о сформированности у учащихся универсальных и предметных способов действий, а также базовой системы понятий и знаний
финансовой грамотности;
• о сформированности основ умения учиться при решении
учебно-познавательных и учебно-практических задач финансовой
грамотности;
• об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития
личности.

Формы и критерии оценивания
образовательных достижений учащихся
Оценивание достижений школьников при изучении курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах предполагает текущее и итоговое оценивание.
Текущее оценивание предназначено для организации контроля формирования планируемых результатов на каждом занятии.
Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении
содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося
к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися различных
видов заданий (в том числе помещённых в рабочую тетрадь), их участия в общем обсуждении, устных выступлениях, играх.
Итоговое оценивание предназначено для комплексной оценки
достижения планируемых результатов по изучению каждой из двух
частей курса. Средствами итогового оценивания являются отчёты
о проведённых мини-исследованиях, учебные проекты и их защита
(презентация, умение отвечать на вопросы). На занятиях по обобщению результатов изучения каждой из двух частей курса учащиеся выполняют контрольную работу.

19

Типы заданий для оценивания образовательных
достижений

20

Текущее оценивание:
• устный опрос;
• письменная самостоятельная работа;
• тестовое задание;
• решение задачи;
• решение кроссворда и анаграммы;
• викторина;
• ролевая игра;
• учебное мини-исследование;
• графическая работа: заполнение таблиц и создание простых
схем;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллект-карта.
Итоговое оценивание:
• тест;
• решение задач;
• графическая работа (заполнение схем);
• учебный проект;
• проверочная работа.
В соответствии с результатами оценивания по изучению каждой из двух частей курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах
может быть сделан один из трёх выводов:
• учащийся овладел базовой системой знаний и учебными действиями и способен использовать их для решения простых учебнопознавательных и учебно-практических финансовых задач;
• учащийся овладел базовой системой знаний на уровне осознанного произвольного выполнения учебных действий
(по накопительной системе оценки зафиксировано достижение
планируемых результатов по всем основным темам учебной программы, из них не менее 50% составляют оценки «хорошо» или
«отлично», а результаты выполнения контрольной работы свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня);
• результаты сформированы ниже базового уровня, программа
не освоена.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» проводится на безотметочной основе в соответствии с критериями, выработанными совместно учителем и учащимися. Оценка
должна содержать качественные суждения об уровне соответствия
тем или иным критериям.
В соответствии с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценка образовательных
достижений осуществляется на двух уровнях – базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность», если он овладел знаниями на базовом уровне.
Критерии оценивания
1. Понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование предметных
понятий.
2. Обработка, анализ и представление финансовой информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации по финансовой
теме (с помощью учителя).
5. Определение положительных и негативных последствий финансовых решений и действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания,
логичное и понятное изложение, использование иллюстраций, видеоряда.
7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления результатов выполненной работы.
Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем и педагогом дополнительного образования в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьироваться от простого
вычисления до поиска логических связей. Устное сообщение может
носить характер простого изложения по заданной теме, а может сопровождаться компьютерной презентацией. Масштаб учебного проекта и его результаты зависят от поставленной задачи.

21

Связь форм и критериев оценивания представлена в следующей
таблице. Номера критериев соответствуют номерам в таблице.
№ критерия
Вид работы

1

2

3

4

5

6

7

5 баллов за каждый критерий

22

Максимальное
количество
баллов

Тест, кроссворд, анаграмма

ü

5

Устный опрос, викторина

ü

ü

10

Задача

ü

ü

10

Графическая работа

ü

ü

Устное сообщение

ü

ü

Ролевая игра

ü

ü

Постер

ü

ü

Мини-исследование

ü

ü

ü

ü

Интеллект-карта

ü

ü

ü

Учебный проект

ü

ü

ü

ü
ü

ü

15
25

ü
ü

20

ü

ü

20

ü

ü

ü

35

ü

ü

ü

ü

35

ü

ü

ü

ü

35

ü

Формы занятий и методы организации
учебно-познавательной деятельности учащихся
При организации освоения курса «Финансовая грамотность»
в начальной школе целесообразно использовать следующие формы
и методы занятий.
Работа над проектной задачей
Во 2–3 классах основные педагогические цели использования
проектных задач состоят в обеспечении возможности поиска такого способа, с помощью которого можно решить конкретную практическую задачу и организовать освоение компетенций учебного
сотрудничества. Решение проектных задач является для педагога
и предметом оценки формируемых компетенций школьников через включенное наблюдение. Педагог использует карту наблюде-

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ния, которая позволяет фиксировать происходящее и проводить
анализ. Результаты наблюдения нужно обязательно обсуждать
вместе с учащимися, отмечая как положительные, конструктивные,
так и неконструктивные примеры работы в группах над проектной
задачей1.
Этапы работы над проектной задачей
1. Анализ проблемной ситуации (в чём состоит проблема, противоречие, какую задачу нужно решить).
2. Постановка цели (чего нужно достичь).
3. Составление плана решения проектной задачи (что и в какой
последовательности нужно сделать).
4. Выявление возможных вариантов решений проектной задачи.
5. Представление, оценка результатов и процесса решения проектной задачи (достигнута ли цель, решена ли проблема,
можно ли улучшить решение и как это сделать).
Мини-исследование
Организация мини-исследования предполагает следующие
действия.
1. Мотивирование школьников через создание проблемной ситуации, интересной для них. В рамках ситуации дети выделяют проблему, требующую решения; выдвигают различные
предположения относительно ее решения, на основе которых
формулируют основную гипотезу.
2. Исследование проводится как поиск и обоснование решения
проблемы или опровержения гипотезы каждым участником
исследовательской группы.
3. Представление индивидуальных результатов исследования.
4. Структурирование полученной информации.
5. Подготовка выводов (что удалось открыть, какие идеи появились, какой вывод сделали, решена ли проблема).
6. Рефлексия (что стало личным достижением).
7. Применение результатов мини-исследования (каковы области использования полученного знания, способа действия).
1

Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системно-деятельностного подхода
на уроке: методические рекомендации. М.: Проект 21 века, 2017. С. 20–21.

23

Практическое занятие

24

Эта форма организации занятия предполагает выполнение учащимися заданий тренировочного характера, в том числе решение
практических финансовых задач самостоятельно или в группе. Помимо того, целями практического занятия являются овладение приёмами работы с предметными понятиями, формирование умения устанавливать между ними связи.
Решение практических задач – одно из важнейших умений, которое учащиеся младших классов осваивают в ходе изучения курса
«Финансовая грамотность».
Практические задачи формулируются в виде приближенного
к реальности описания жизненной ситуации с указанием конкретных
обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решение, используя полученные знания и умения.
Объектом оценки практической задачи будет письменная работа с представленным алгоритмом решения. Учитель заранее знакомит учащихся с критериями оценки решения практических задач
и описанием, как следует оформлять его письменно. Критерии оценки решения следующие:
• формулирование условий, в которых решается задача;
• определение вариантов решения практической задачи;
• анализ вариантов решения задачи;
• обоснование итогового выбора.
В ходе практического занятия могут быть организованы следующие ситуации:
• индивидуальное решение учениками конкретных финансовых
задач;
• коллективное обсуждение алгоритма решения этих задач,
выявление типичных ошибок, нахождение правильного способа решения;
• взаимопроверка правильности полученных результатов.
Игра
Игра – это такая форма организации обучения, воспитания
и развития личности, которая позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность приобретения реального
опыта деятельности в области семейных финансов.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Цели игровых занятий заключаются в развитии практических умений вести учёт личных финансов, составлять простой семейный бюджет,
личный финансовый план, определять пути достижения финансовых
целей, договариваться о выборе того или иного финансового решения.
Игровые формы занятий обеспечивают:
• рост уровня мотивации учебно-познавательной деятельности;
• воссоздание отношений в ситуациях, моделирующих реальные условия жизни, взаимодействия в области семейных и личных
финансов;
• приближенность учебного материала к конкретным жизненным ситуациям;
• расширение и углубление процесса творческого самоопределения учащихся.
Игровые формы занятий требуют соответствующих средств
(правила, карточки, описание ситуаций). Каждое игровое занятие
проходит по определённым правилам, заранее сообщённым участникам. Правила определяют действия каждого участника игры и их
взаимодействие.
В рамках игры дети:
• выполняют игровые действия, с помощью которых реализуют
свои роли;
• замещают реальные вещи игровыми, условными;
• вступают в реальные отношения с другими игроками;
• конкретизируют сюжет игры и действуют в соответствии с ним
так, как они поступали бы в действительности, воспроизводя семейные отношения в сфере финансов.
Использование игры на занятии по финансовой грамотности
предполагает:
• разработку сценария и инструкций для каждой роли, подготовку необходимых средств, определение правил и регламента игры;
• распределение ролей, формирование групп («семей»);
• выполнение школьниками игровых заданий и представление
результатов своего участия в игре;
• анализ соответствия выполненных игровых действий условиям игры (проводится заранее назначенными экспертами);
• подведение итогов: достигнуты ли игровая и учебная цели;
• оценку и самооценку, выводы и обобщения.

25

Учебная экскурсия

26

Учебная экскурсия – это проведение занятия в финансовой организации (банке, пенсионном фонде, страховой компании и др.)
для ознакомления с её работой. Для примера возьмём организацию
занятия-экскурсии в банк.
Цель занятия: сформировать представления о банке (принимает
деньги на хранение, предоставляет деньги в долг, оказывает различные финансовые услуги).
Ход экскурсии
1. Обсуждение с детьми цели экскурсии: узнать, чем банк полезен человеку, какие услуги оказывает.
2. Учитель или сотрудник банка проводит краткую беседу с учениками в здании банка, обсуждая следующие вопросы: «Для чего
нужны банки?», «Какие финансовые услуги предоставляют банки?»,
«Почему деньги лучше хранить в банке?», «Какие банки есть в нашем
населённом пункте?», «Что такое банкомат и как им пользоваться?»,
«Что входит в обязанности работника банка?», «По каким вопросам
и у кого можно получить консультацию в банке?».
3. Подведение итога экскурсии. Учитель просит детей ответить
на вопросы: «Что было самым интересным и полезным во время
экскурсии?», «Что вы узнали о банках?», «Что вы расскажете дома
об экскурсии в банк?»
Перед учебной экскурсией учитель договаривается о её проведении с руководством отделения банка. Если организовать экскурсию не удаётся, можно пригласить работника банка в школу и организовать беседу на основе того же перечня вопросов.

Материалы и оборудование, необходимые
для проведения занятий
Для работы на занятиях учащимся необходимы:
• простейшие школьные инструменты: ручка, цветные карандаши или фломастеры, ножницы школьные со скруглёнными концами,
линейка обычная, циркуль, ластик;

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

• материалы, предусмотренные программным содержанием:
бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами),
картон (обычный, цветной);
• компьютерное оборудование, подключение к Интернету;
• проектор;
• флипчарт;
• карточки для игр (с описанием игровых ситуаций).
При изучении курса рекомендуется на каждом занятии использовать рабочую тетрадь с практическими заданиями. Рабочая тетрадь – это дидактическое пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся в классе и дома и выполнения заданий
непосредственно на её страницах.
В рабочей тетради дети фиксируют решение проектных задач,
выполняют тестовые задания, решают практические задачи и придумывают тексты новых задач, записывают результаты проведения мини-исследований, обобщают и систематизируют пройденный материал.

27

Список литературы и интернет-источников
Основная литература

28

1. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС,
2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому
поведению».)
3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
5. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 1. М.: ВИТА-ПРЕСС,
2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
6. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 2. М.: ВИТА-ПРЕСС,
2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
Дополнительная литература
1. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для
школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

2. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н. Современная система оценивания в начальной школе на основе требований ФГОС НОО. Минск:
Вектор, 2017.
3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов
для детей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
4. Бойко М. Азы экономики. М.: Книга по требованию, 2015.
470 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://azy-economiki.ru
5. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами.
М.: Добрая книга, 2006.
6. Гольдберг Л., Озерова И. Дети и деньги: как научить ценить,
экономить и тратить. М.: Вектор, 2008.
7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников.
М.: Российская экономическая школа, 2010. [Электронный ресурс]
Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
8. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы
не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.
9. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный
бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: ИнтеллектЦентр, 2010.
10. Евплова Е.В. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс
интересным // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 11.
С. 84–87.
11. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)? // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99–105.
12. Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системнодеятельностного подхода на уроке: методические рекомендации.
Барнаул: АКИПКРО, 2015.
13. Карелина Г.Д. Интерактивный метод «Мозаика» в образовательном процессе. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://festival.1september.ru
14. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.
15. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий
на уроках истории. М.: Владос, 2003.

29

16. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое
пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002.
17. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое
пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
18. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://project.1september.ru
19. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009.
20. Экономика для 3–5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер.
с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.

30

Интернет-источники
1. http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики».
2. http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги».
3. http://rasxodam.net – сайт об экономии денег в повседневной жизни «Расходам.нет».
4. http://urok.1sept.ru – сайт «Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок».
5. http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейный
бюджет».
6. http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».
7. http://www.mind-map.ru – сайт «Интеллект-карты. Тренинг
эффективного мышления».
8. http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов».
9. http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
10. http://znanium.com – электронно-библиотечная система
Znanium.com.
11. https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе»
с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.
12. https://finagram.com – портал финансовой грамотности
«Финаграм».
13. https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

14. https://vashifinancy.ru – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф».
15. https://www.banki.ru – финансовый информационный портал «Банки.ру».
16. https://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
17. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг «ХочуМогуЗнаю».

31

У ч е б н о-м е т о д и ч е с к о е и з д а н и е

Корлюгова Юлия Никитична
Гоппе Елена Евгеньевна

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Учебная программа. 2–3 классы

Редактор М.Н. Сизых
Корректор И.Н. Волкова
Компьютерная вёрстка Д.Н. Сахарова
Макет и обложка художника А.М. Драгового

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-953000.
Издательство «ВАКО».
Подписано в печать xx.11.2019. Формат 84×108 1/16. Бумага офсетная.
Гарнитура FreeSet. Усл. печ. л. 3,36. Тираж xx xxx экз. Заказ ???????

Издательство «ВАКО»
109369, РФ, Москва, Новочеркасский бульвар, д. 47, кв. 25.
Сайт: www.vaco.ru

Отпечатано в Pitambra Books Pvt ltd
B-95, Индустриальная зона Биджоли, Ханси (Уттар Прадеш), Индия

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».