Решаем вместе
Есть вопрос?

прил 22 РП вд Фин грам 4 кл

ИЗД АНИЕ ПОД ГОТОВ ЛЕНО В РА МКА Х СО ВМЕ СТ Н О ГО ПР О Е КТА
МИНИС Т ЕР СТВ А ФИНАНСОВ РОССИ ЙСКО Й Ф Е Д Е РА ЦИ И И ВСЕ МИ Р Н О ГО БА Н КА
« СОДЕЙСТ В ИЕ ПОВ ЫШЕНИЮ УРОВ Н Я Ф И Н А Н СО ВО Й Г РА МО Т Н О СТ И Н А СЕ Л Е Н И Я
И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО ОБРА ЗО ВА Н И Я В Р О ССИ ЙСКО Й Ф Е Д Е РА ЦИ И »

Уч и м с я раз ум н ом у ф и н ан с о в о му п о в едению

ЮЛИЯ КОРЛЮГОВА
ЕЛЕНА ГОППЕ

ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ
У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

МОСКВА

2018

4
класс

УДК 373.34:33+336
ББК 65.26я721
К66
Издание допущено к использованию в образовательном процессе
на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 № 699.

«Финансовая грамотность» — целостная система учебных курсов для общеобразовательных
организаций, впервые разработанная в России. Для каждого курса создан учебно-методический
комплект, включающий учебную программу, методические рекомендации для учителя, учебные
материалы для учащихся, рабочую тетрадь и материалы для родителей.
Предлагаемые материалы содержат значительный объём информации, что позволяет
использовать их не только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности, для
самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории,
совместной работы с родителями и др.

Авторы:
Юлия Корлюгова, магистр экономики
Елена Гоппе, преподаватель истории, обществознания, экономики и права

К66

Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е.
Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. —
М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
ISBN 978-5-408-04168-8

2

Пособие содержит учебную программу курса «Финансовая грамотность» для 4 класса. В программе
указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.
Издание предназначено для учителей экономики и финансовой грамотности.
УДК 373.34:336+336
ББК 65.26я721

ISBN 978-5-408-04168-8

© Министерство финансов
Российской Федерации, 2018
© ООО «ВАКО», 2018

содержание

Пояснительная записка  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

4

Учебно-тематический план  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 11
содержание программы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 12
система оценивания образовательных достижений  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 17
Формы занятий и методы организации учебно-познавательной
деятельности учащихся  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 24
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  .  .  .  .  . 27
Литература  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 28

3

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом
начального общего образования (далее — ФГОС НОО) и направлена
на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует
примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее
образование) и требованиям к дополнительным образовательным
программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом,
реализующим интересы учащихся 4 класса в сфере экономики
семьи. Курс рассчитан на 16 часов. Он может рассматриваться
как продолжение курса для 2–3 классов, также рассчитанного на
16 часов.

4

Место курса в образовательной системе:
1) курс может быть включён в вариативную часть основной
общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
2) курс может быть использован как программа дополнительного образования младших школьников в общеобразовательной
организации;
3) курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где она является основной1,
а также в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии2;

1

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам утверждён Приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008.
2

Основанием для реализации программы курса является п. 5 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

4) курс может быть интегрирован в другие учебные предметы
(математика, окружающий мир, технология, литература) при составлении авторских программ;
5) курс может быть использован при составлении и реализации
программы воспитательной работы.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье:
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания курса финансовой грамотности опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в
начальной школе, как математика, технология, литература и окружающий мир. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей важно учитывать изменения социальной ситуации развития детей в последние десятилетия:
• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования у детей финансовой грамотности и в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;
• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески;
• актуальность для младших школьников игровой деятельности, совместной деятельности со сверстниками.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, по-

5

знавательной активности и инициативности при изучении курса
«Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания,
в том числе наблюдение, опыты, учебный диалог.

6

Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли
и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с
поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее как социальную роль ребёнка в качестве ученика, школьника, так и его направленность на саморазвитие.
Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания,
игры, учебные мини-исследования и проекты.
В процессе изучения курса у учащихся формируются умения и
навыки, связанные с работой с текстами, таблицами и схемами, поиском и анализом информации, публичными выступлениями и презентациями.
Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают
товары и услуги?», «Какие виды денег существуют?», «Что я знаю о
банковской карте?», «Что такое семейный бюджет?», «Какие доходы
бывают в семьях?», «Какие расходы бывают в семьях?», «Сколько
денег тратит семья на питание?», «Сколько денег требуется семье на
оплату коммунальных услуг?»
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и
установки) изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника1 будут сформированы:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса
и способам решения элементарных финансовых задач;
1

Здесь и далее использован термин «выпускник» в значении «выпускник начальной школы» в соответствии с п. 8 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

• самостоятельность и осознание личной ответственности за
свои поступки в области финансов;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги
первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов
и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
• положительной адекватной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли финансово грамотного
школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на
помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая
грамотность»
Познавательные:
Выпускник научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации в области финансов;
• производить логические действия сравнения преимуществ и
недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов
и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе
модели, схемы для решения финансовых задач;
• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

7

Выпускник получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

8

Регулятивные:
Выпускник научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с
финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов
в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий
и итоговый контроль результата;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий
и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на
основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
Выпускник научится:
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые
темы в устной и письменной форме;

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек
зрения и право на своё мнение для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения
и давать оценку финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь
партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар,
услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги,
валюта);
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая
карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного
терминала;

9

10

• называть основные источники доходов;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов
семьи;
• называть основные направления расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов
семьи;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на
условных примерах;
• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать свойства товарных денег;
• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические
связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и
мини-исследований в области финансов;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути
его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт
(расчёты, бюджет, финансовый план);
• распознавать финансовую информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с
помощью таблиц и диаграмм;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

Учебно-тематический план

№

Тема

Виды
занятий

Модуль 1. Как появились деньги
и какими они бывают

Количество
часов
8

1

Как появились деньги

Постановка проектной задачи

1

2

История российских денег

Решение проектной
задачи

1

3

Какие бывают деньги

Решение проектной
задачи

1

4

Банки, банкоматы
и банковские карты

Занятие-экскурсия

1

5

Безналичные деньги и платежи Решение проектной
задачи

1

6

Как я умею пользоваться
деньгами

Занятие-игра

1

7

Что такое валюта

Решение проектной
задачи

1

8

Проверим, что мы узнали
о том, как изменялись деньги

Занятие промежуточного оценивания

1

Модуль 2. Из чего складываются доходы
в семье
9

Откуда в семье берутся деньги

10 Подсчитаем все доходы семьи

Решение проектной
задачи

1

Практическое
занятие

1

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег
на жизнь и как этого избежать
11 На что семья тратит деньги

2

Решение проектной
задачи

2
1

11

Окончание таблицы
№

Тема

Виды
занятий

Количество
часов

12 Подсчитаем все расходы семьи Практическое
занятие

1

Модуль 4. Деньги счёт любят, или Как управлять
своим кошельком, чтобы он не пустовал
13 Как планировать семейный
бюджет

4

Решение проектной
задачи

1

14 Правила составления семейно- Решение проектной
задачи
го бюджета

1

15 Учимся составлять семейный
бюджет

Занятие-игра

1

16 Итоговая проверочная работа

Занятие итогового
оценивания

1

Всего:

16

содержание программы
12

МОДУЛЬ 1. КАК ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ И КАКИМИ
ОНИ БЫВАЮТ
Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание, что деньги – не цель,
а средство обмена.
Метапредметные результаты:
• компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
• компетенция определения своих финансовых целей;
• компетенция составления простого плана своих действий в
соответствии с финансовой целью;

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

• компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения финансовых знаний для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Предметные результаты:
• умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты,
наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;
• умение объяснять причины обмена;
• умение различать виды денег;
• умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и
безналичные деньги;
• умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;
• умение считать наличные деньги (купюры и монеты);
• умение правильно считать сдачу;
• умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• умение приводить примеры валют;
• умение решать и составлять задачи с простыми денежными
расчётами.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность
научиться) умению переводить одну валюту в другую с помощью
валютных курсов.
Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта,
валюта.
Тематическое содержание занятий
Тема 1. Как появились деньги.
Тема 2. История российских денег.
Тема 3. Какими бывают деньги.
Тема 4. Банки, банкоматы и банковские карты.
Тема 5. Безналичные деньги и платежи.
Тема 6. Как я умею пользоваться деньгами.
Тема 7. Что такое валюта.
Тема 8. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги.

13

МОДУЛЬ 2. ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ
Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты:
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание, что деньги зарабатываются трудом человека.
Метапредметные результаты:
• компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового контроля результата;
• компетенция оценки правильности финансовых действий и
способов решения элементарных финансовых задач;
• компетенция исправления своих действий на основе оценки
и учёта выявленных ошибок.

14

Предметные результаты:
• умение правильно использовать термины: доходы семьи,
расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;
• умение объяснять и сравнивать основные источники доходов
семьи;
• умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• умение считать общую сумму доходов семьи на условных
примерах.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность
научиться):
• умению сравнивать разные источники доходов семьи;
• умению объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи;
• умению объяснять способы увеличения доходов семьи.
Базовые понятия и знания: доходы семьи; виды источников
доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес.
Тематическое содержание занятий
Тема 9. Откуда в семье берутся деньги.
Тема 10. Подсчитаем все доходы семьи.

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

МОДУЛЬ 3. ПОЧЕМУ СЕМЬЕ ИНОГДА НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ
НА ЖИЗНЬ И КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ
Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание разницы между базовыми
потребностями людей и их желаниями.
Метапредметные результаты:
• компетенция составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;
• компетенция слушания собеседника (взрослого и ровесника);
• компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
• компетенция формулирования вопросов по теме.
Предметные результаты:
• умение правильно использовать термины: расходы, основные
направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание,
одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы
(налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные
и непредвиденные расходы;
• умение приводить примеры основных направлений расходов
семьи;
• умение считать общую сумму расходов семьи на условных
примерах.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность
научиться):
• умению сравнивать разные направления расходов семьи;
• умению объяснять на примерах, от чего зависит величина
расходов семьи;
• умению объяснять способы сокращения расходов семьи.
Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы.
Тематическое содержание занятий
Тема 11. На что семья тратит деньги.
Тема 12. Подсчитаем все расходы семьи.

15

МОДУЛЬ 4. ДЕНЬГИ СЧёТ ЛЮБЯТ, ИЛИ КАК УПРАВЛЯТЬ
СВОИМ КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ПУСТОВАЛ
Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.
Метапредметные результаты:
• компетенция владения элементарными способами решения
проблем творческого и поискового характера;
• компетенция выполнения пошагового и итогового контроля
своей работы и её результата;
• компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.

16

Предметные результаты:
• умение правильно использовать термины: семейный бюджет,
структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета,
сбережения, дефицит, долги;
• умение составлять семейный бюджет на условных примерах;
• умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать
финансовые решения;
• умение решать задачи по избеганию дефицита семейного
бюджета.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность
научиться) умению объяснять возможные способы сокращения
расходов семьи и увеличения сбережений.
Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения,
дефицит, долги.
Тематическое содержание занятий
Тема 13. Как планировать семейный бюджет.
Тема 14. Правила составления семейного бюджета.
Тема 15. Учимся составлять семейный бюджет.
Тема 16. Итоговая проверочная работа.

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

система оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются планируемые результаты освоения учащимися курса, которые в соответствии с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом
уровне «выпускник научится».
Оценивание результатов освоения дополнительной образовательной программы курса предполагает комплексное оценивание
образовательных достижений учащихся в области их финансовой
грамотности. При этом учителю и педагогу дополнительного образования важно иметь в виду следующее:
• на первый план выходят личностные достижения учащихся как
позитивно значимые изменения качеств личности, которые возникают
в ходе становления финансовой грамотности младших школьников;
• способы оценивания должны быть ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут
продемонстрировать применение на практике знаний и умений,
опыт грамотного финансового поведения;
• система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки
их достижения.
За точку отсчёта принимается необходимый для продолжения
образования и реально достигаемый большинством учащихся базовый уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных
образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируются достижение базового уровня и его превышение.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты учащихся с оценками типа:
• «зачёт / незачёт», которые свидетельствуют об усвоении базовых понятий и знаний, правильном выполнении учебных действий
в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном
материале;
• «хорошо», «отлично», которые говорят об усвоении базовой
системы понятий и знаний на уровне осознанного произвольного
владения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или
избирательности) интересов учащегося.

17

18

Личностные результаты учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке.
Оценка достижения этих результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Особенности системы дополнительного образования обусловливают приоритетное использование при оценивании результатов
освоения учащимся программы «Финансовая грамотность» его самооценки и портфолио.
Оценка педагогом образовательных достижений учащихся проводится после самооценки ими своих достижений. В этом случае она
становится инструментом определения направлений корректировки
и развития компетенций, в том числе самооценки учащегося.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся
(сначала с помощью учителя) меры достижения планируемых результатов и корректировку своей учебной деятельности.
Обучение процессу самооценки включает следующие этапы1.
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются или согласовываются критерии оценки учебного задания. Важно, чтобы
критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок, выявляются действия,
требующие корректировки.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие
работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. п.).
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования связано прежде всего
с умением учиться. Оценка может проводиться в ходе различных
процедур: наблюдения в процессе занятий, выполнения промежуточных и итоговых проверочных работ по курсу «Финансовая грамотность», а также комплексных работ межпредметного характера.
1

Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н. Современная система оценивания в начальной
школе на основе требований ФГОС НОО. Минск: Вектор, 2017. С. 19.

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

При проведении текущей, тематической, промежуточной оценки
может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в
ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например,
именно в ходе текущей оценки уместно отслеживать уровень сформированности такого умения, как взаимодействие с партнёром (ориентированность на партнёра, умение слушать и слышать собеседника,
стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении изучаемого объекта, действия, события и т. п.).
Система предметных знаний, умений и компетенций —
важнейшая составляющая предметных результатов курса «Финансовая грамотность». Предметом оценивания являются базовые знания
и умение применять их для решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач, а также использование при этом универсальных учебных действий: применение знаково-символических
средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация
объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление
связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск,
преобразование, представление и интерпретация информации.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио — портфель достижений учащегося, который обеспечивает демонстрацию
динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте, в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка,
рефлексия.
Портфолио учащегося — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения
ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию;
• поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе
самооценочной) деятельности;
• формировать умение учиться: ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность1.
1

Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н. Современная система оценивания в начальной
школе на основе требований ФГОС НОО. Минск: Вектор, 2017. С. 30.

19

20

В общем портфолио учащегося целесообразно выделить специальный раздел, посвящённый динамике освоения курса «Финансовая грамотность». Для оценки достижения планируемых результатов
курса в этот раздел можно включать следующие материалы:
• выполненные учащимися учебные проекты;
• материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по курсу;
• результаты учебных мини-исследований;
• материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, листы наблюдений
родителей, листы самооценки);
• результаты участия в неделе финансовой грамотности, олимпиадах, конкурсах.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и
портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов всего курса финансовой грамотности.
Оценка как отдельных работ учащегося, так и его портфолио в
целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых
описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых
оцениваются отдельные работы; вклад каждой работы в уже накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированными учителем применительно к
особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
• о сформированности у учащихся универсальных и предметных способов действий, а также базовой системы понятий и знаний
финансовой грамотности;
• о сформированности у учащихся основ умения учиться при
решении учебно-познавательных и учебно-практических задач финансовой грамотности;
• об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития
личности.
Текущее оценивание предназначено для организации контроля формирования планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, то есть помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении
содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей
оценки являются результаты выполнения учащимися различных видов заданий, результаты их участия в играх.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной
оценки достижения планируемых результатов по крупным темам.
Средством промежуточного оценивания являются отчёты о проведённых мини-исследованиях, доклады, учебные проекты и сама
их защита (презентация, умение отвечать на вопросы по теме).
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения
о качестве сформированных результатов изучения программы и осуществляется с помощью итоговой проверочной работы по курсу в
целом.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» проводится на безотметочной основе в соответствии с критериями, выработанными совместно учителем и учащимися. Оценка
должна содержать качественные суждения об уровне соответствия
тем или иным критериям.
В соответствии с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценка образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и
повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу
«Финансовая грамотность», если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан
один из трёх выводов:
• выпускник овладел базовой системой знаний и учебными
действиями и способен использовать их для решения простых
учебно-познавательных и учебно-практических финансовых задач
(зафиксировано достижение планируемых результатов блока «учащийся научится»);
• выпускник овладел базовой системой знаний на уровне осознанного произвольного выполнения учебных действий (по накопительной системе оценки зафиксировано достижение планируемых
результатов по всем основным разделам учебной программы, из них
не менее 50% составляют оценки «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном
выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не
менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня);
• выпускник показал результаты ниже базового уровня, программа не освоена.

21

Формы оценивания
Текущее оценивание:
• устный опрос;
• письменная самостоятельная работа;
• тестовое задание;
• решение задач;
• решение кроссворда и анаграммы;
• викторина;
• учебное мини-исследование;
• графическая работа: построение простых таблиц, схем, диаграмм;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллект-карта.
Итоговое оценивание:
• тест;
• решение задач;
• творческая работа;
• учебный проект;
• проверочная работа.

22

Критерии оценивания
1. Знание и понимание основных принципов экономической
жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Обработка, анализ и представление информации по финансовой теме в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации по определённой финансовой теме с помощью учителя.
5. Определение позитивных и негативных последствий финансовых решений и действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение,
использование видеоряда.
7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления результатов выполненной
работы.

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем и педагогом дополнительного образования в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьироваться от простого
знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить
характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб учебного проекта и его результаты зависят от поставленной задачи.
Связь форм и критериев оценивания представлена в таблице
(номера критериев находятся в соответствии с номерами в списке
выше).
СВЯЗЬ ФОРМ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ

Вид работы

Тест, кроссворд,
анаграмма

Крите- Крите- Крите- Крите- Крите- Крите- Крите- Максирий 1 рий 2 рий 3 рий 4 рий 5 рий 6 рий 7 мальное
(5 бал- (5 бал- (5 бал- (5 бал- (5 бал- (5 бал- (5 бал- количество
лов)
лов)
лов)
лов)
лов)
лов)
лов)
баллов
5

Задача

10

Графическая
работа

15

Кейс

25

Доклад,
сообщение

25

Ролевая игра

20

Постер

20

Компьютерная
презентация

20

Миниисследование

35

Интеллекткарта

35

Проект

35

23

Формы занятий и методы организации
учебно-познавательной деятельности учащихся
При организации освоения курса «Финансовая грамотность»
в начальной школе целесообразно использовать следующие формы
и методы занятий.

24

Работа над проектной задачей
Основной педагогической целью использования проектных задач является формирование у младших школьников умения конкретизировать способы действий для новых ситуаций. При этом учащиеся используют в качестве средства решения задач освоенные способы
учебного сотрудничества1.
Этапы работы над проектной задачей:
1) анализ проблемной ситуации (в чём состоит проблема, противоречие, какую задачу нужно решить);
2) постановка цели (чего нужно достичь);
3) составление плана решения проектной задачи (что и в какой
последовательности нужно сделать);
4) выявление возможных вариантов решений проектной задачи;
5) представление и оценка результатов и процесса решения
проектной задачи (достигнута ли цель, решена ли проблема, можно
ли улучшить решение и как это сделать).
Учебная экскурсия
Учебная экскурсия – это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании для ознакомления с их работой.
Например, занятие-экскурсия в банк.
Цель: сформировать представление о банке (принимает деньги
на хранение, предоставляет деньги в долг, оказывает различные финансовые услуги).
Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системно-деятельностного
подхода на уроке: методические рекомендации. М.: Проект 21 века, 2017.
С. 20–21.
1

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

Ход экскурсии
1. Обсуждение с учащимися цели экскурсии: узнать, чем банк
полезен человеку, какие услуги оказывает.
2. Краткая беседа в здании банка: для чего нужны банки? какие финансовые услуги предоставляют банки? почему деньги лучше
хранить в банке? какие банки есть в нашем населённом пункте? что
такое банкомат? как пользоваться банкоматом? что входит в обязанности работника банка? по каким вопросам и у кого можно получить
консультацию в банке?
3. Подведение итогов экскурсии: что было самым интересным
и полезным для вас на экскурсии в банке? что вы узнали о том, для
чего нужны банки и как они работают? что расскажете дома об экскурсии в банк?
Перед проведением экскурсии учитель договаривается о ней
с руководством банка. Если организовать экскурсию не удаётся, можно пригласить работника банка в школу на встречу с учащимися и организовать беседу на основе того же перечня вопросов.
Мини-исследование
Организация мини-исследования предполагает следующие действия.
1. Мотивирование школьников через создание проблемной
ситуации, интересной для них. В рамках ситуации учащиеся выделяют проблему, требующую решения; выдвигают различные предположения относительно её решения и на их основе формулируют основную гипотезу.
2. Исследование как поиск и обоснование решения проблемы
или опровержения гипотезы каждым участником исследовательской
группы.
3. Представление индивидуальных результатов исследования.
4. Структурирование полученной информации.
5. Подготовка выводов (что удалось открыть, какие идеи появились, какой вывод сделали, решили ли проблему).
6. Рефлексия (что стало личным достижением).
7. Применение (каковы области использования полученного
знания, применённого способа действия).

25

26

Игра
Игра – форма организации обучения, воспитания и развития
личности, которая позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность приобретения реального опыта деятельности в области семейных финансов.
Цели игровых занятий заключаются в развитии практических
умений вести учёт личных финансов, составлять простой семейный
бюджет, личный финансовый план, определять пути достижения финансовых целей, договариваться о предпочтении того или иного финансового решения.
Игровые формы занятий обеспечивают:
• стимуляцию мотивации учебно-познавательной деятельности;
• воссоздание отношений в ситуациях, моделирующих реальные условия жизни, взаимодействия в области семейных и личных
финансов;
• приближенность учебного материала к конкретным жизненным ситуациям;
• расширение и углубление процесса творческого самоопределения учащихся.
Игровые формы занятий требуют соответствующих средств
(правила, карточки, описание ситуаций). Каждое игровое занятие
проходит по определённым правилам, заранее сообщённым участникам. Правила определяют действия каждого участника игры и
взаимодействие участников.
В рамках игры учащиеся выполняют:
• отыгрыш ролей;
• игровые действия, с помощью которых реализуют свои роли;
• замещение реальных вещей игровыми, условными;
• проживание реальных отношений с другими игроками;
• конкретизацию и исполнение сюжета как области действительности (область семейных и личных бюджетов), имитационно
воспроизводимой в игре.
Использование формы занятия-игры предполагает следующие действия.
1. Разработку сценария, содержания инструкции для каждой
роли, подготовку необходимых средств.
2. Проведение игры: определение проблемы, условий, правил,
регламента игры. Организуется распределение ролей, формирование
групп (семей), их консультация. Школьники выполняют игровое зада-

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

ние. Представляют результаты своего участия в игре. Эксперты анализируют соответствие выполненных игровых действий условиям игры.
3. Подведение итогов: достигнуты ли игровая и учебная цели
(оценка и самооценка), меры их достижения, выводы и обобщения.
Практическое занятие
Практическое занятие предполагает выполнение учащимися
практических заданий, решение задач в индивидуальной или групповой форме.

Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
Для работы на занятиях учащимся необходимы:
• простейшие школьные инструменты: ручка, цветные карандаши или фломастеры, ножницы школьные со скруглёнными концами,
линейка обычная, циркуль, ластик;
• материалы, предусмотренные программным содержанием:
бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами),
картон (обычный, цветной);
• компьютерное оборудование, подключение к сети Интернет;
• проектор;
• флипчарт;
• карточки для игр (описание игровых ситуаций);
• форма отчёта по результатам экскурсий;
• план проведения мини-исследований.
При изучении курса рекомендуется на каждом занятии использовать рабочую тетрадь с практическими заданиями. Рабочая тетрадь — это дидактическое пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на его
страницах.
В рабочей тетради учащиеся фиксируют решения проектных
задач, выполняют тестовые задания, решают задачи и придумывают тексты новых задач, фиксируют результаты проведения миниисследований, обобщают и систематизируют освоенный материал
курса.

27

Литература
Учебная литература
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
5. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

28

Методическая литература
1. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для
школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
2. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н. Современная система оценивания в начальной школе на основе требований ФГОС НОО. Минск:
Вектор, 2017. 60 с.
3. Блискавка Е. Дети и деньги. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
4. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с.
5. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами.
М.: Добрая книга, 2006.
6. Гольдберг Л. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и
тратить. М.: Вектор, 2008.
7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010.
8. Давыдкина Е.И. Урок физики в современной школе. ГорноАлтайск: Горно-Алтайский государственный университет. Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/
9. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы
не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.
10. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

11. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)? //
Экономика образования, 2012. № 2. С. 99–105.
12. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.iro.
yar.ru/resource/distant/music/sekret/tihova/tih_gl2.html
13. Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системнодеятельностного подхода на уроке: методические рекомендации.
М.: Проект 21 века, 2017. 120 с.
14. Карелина Г.Д. Интерактивный метод «Мозаика» в образовательном процессе. Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/537420/
15. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.
16. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на
уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.
17. Кульневич С.В. Анализ современного урока: Практическое
пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.
18. Окно в ситуационную методику обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.casemethod.ru/
19. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое
пособие для учителя. М., 2001.
20. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа:
https://project.1september.ru/files/Chto-takoe-uchebniy-proekt.pdf
21. Экономика для 3–5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / пер. с
англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.
Интернет-источники
1. http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».
2. http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».
3. http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всём
на свете. Музей фактов».
4. http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».
5. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
6. http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг
эффективного мышления».

29

7. http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка
учителя, воспитателя, родителя».
8. http://вашифинансы.рф/ – проект Минфина «Дружи с финансами».
9. http://вашифинансы.рф/child/articles/lichnyy-i-semeynyybyudzhet/5-sekretov-finansovoy-gramotnosti-ot-ekspertov-portalamoneykids-ru/ — Пять секретов финансовой грамотности от портала
«moneykids.ru».
10. http://открытыйурок.рф/ – сайт педагогической мастерской «Открытый урок».
11. http://хочумогузнаю.рф/ – сайт «Хочу Могу Знаю!».
12. https:// finagram.com – портал финансовой грамотности.
13. https://fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по
финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

30

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г РА М М А

ДЛЯ ЗАМЕТОК

31

Уч е б н о - м е т о д и ч е с к о е и з д а н и е

Корлюгова Юлия Никитична
Гоппе Елена Евгеньевна

ФиНаНсовая ГрамотНость
Учебная программа. 4 класс

Редактор О.А. Хлюпин
Корректор Н.А. Симонова
Руководитель проекта вёрстки С.А. Гюльмамедов («КвадЛаб»)
Компьютерная вёрстка А.В. Дятлова
Макет и обложка художника А.М. Драгового
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-953000.
Издательство «ВАКО».
Подписано в печать 08.10.2018. Формат 84х1081/16. Бумага офсетная. Гарнитура FreeSetC.
Усл. печ. л. 3,36. Тираж 11 895 экз. Заказ FER/2018/T4.2.

издательство «ваКо»
129085, Москва, пр-т Мира, д. 101, оф. 518.
Сайт: www.vaco.ru
Отпечатано в Pitambra Books Pvt ltd
B-95, Индустриальная зона Биджоли, Ханси (Уттар Прадеш), Индия

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».