Решаем вместе
Есть вопрос?

прил 14 РП труд 4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования Нанайского муниципального района
МБОУ НОШ № 3 с. Троицкое

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО

педсовет

директор школы

протокол №1 от «29»
августа 2024 г.

протокол №2 от «30»
августа 2024 г.

Запёка Л.З.
приказ №54 от «30» августа
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Труд (технология)»
для обучающихся 4 класса

с. Троицкое 2024

Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (предметная
область «Технология») (далее
соответственно
–
программа по труду
(технологии), труд (технология) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету
«Труд (технология)», тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного
предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания
и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных
и регулятивных), которые возможно формировать средствами технологии
с учетом возрастных особенностей обучающихся на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты освоения программы по предмету «Труд
(технология)» включают личностные, метапредметные результаты за весь период
обучения на уровне начального общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Труд (технология)» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности
на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний
(о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически
меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений,
необходимых для разумной организации собственной жизни, воспитание
ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе
практического знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии
2

с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся
и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать
с простейшей технологической документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера
через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приемов умственной
деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения
практических заданий;
развитие
гибкости
и
вариативности
мышления,
способностей
к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным
традициям, понимания ценности предшествующих культур, отраженных
в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий, важности
ответственного отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности,
мотивации
успеха
и
достижений,
стремления
к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира
с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение
правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других
людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику
основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого
года обучения:
1. Технологии, профессии и производства.
2. Технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном,
с пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными
материалами и другими доступными материалами (например, пластик, поролон,
фольга, солома).
3

3. Конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учетом
возможностей материально-технической базы образовательной организации),
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов,
природных и текстильных материалов, робототехника (с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации).
4. ИКТ (с
учетом возможностей
материально-технической базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся
овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие
творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения
искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация
межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование,
выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии,
работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами),
«Изобразительное
искусство» (использование
средств
художественной
выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства
и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как
универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа
как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование
важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов
в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности),
«Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого
в изделии).
Общее число часов для изучения по предмету «Труд (технология)» в 4 классе
– 34 часа (1 час в неделю).

4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Технологии, профессии и производства
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений
науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование
синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных
отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые
из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные,
космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека
на окружающую среду, способы ее защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных
мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям.
Изготовление изделий с учетом традиционных правил и современных технологий
(лепка, вязание, шитье, вышивка и другое).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или
собственного
замысла,
поиск
оптимальных
конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года.
Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным
условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон).
Их свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические
изображения в соответствии с дополнительными (измененными) требованиями
к изделию.
Технология обработки бумаги
и
картона. Подбор
материалов
в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки
с помощью чертежных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщенное представление
о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах
и областях использования. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды,
времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с замыслом,
5

особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам
(выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и ее варианты
(«тамбур» и другие), ее назначение (соединение и отделка деталей) и (или) строчки
петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные).
Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт
изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение
технологий их обработки в сравнении с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том
числе конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторскотехнологических проблем на всех этапах аналитического и технологического
процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных
работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы
робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота.
Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота.
Преобразование конструкции робота. Презентация робота.
ИКТ
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях
информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной,
предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми
материалами. Поиск дополнительной информации по тематике творческих
и проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении
изделий и другое. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.

6

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их
в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых
условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и технологических
операций, подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку,
сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия
в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать
изделия
по
самостоятельно
предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение,
способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов
(изделий) с учетом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции.
Работа с информацией:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь
различными источниками, анализировать ее и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач
в умственной или материализованной форме, выполнять действия моделирования,
работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих
и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет,
под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать
и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
7

описывать факты из истории развития ремесел на Руси и в России, высказывать
свое отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов
Российской Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций
при работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль
в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации
и оформления праздников.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели
учебно-познавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью
и выполнять ее в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их
результатами прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого
результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата
деятельности, при необходимости вносить кор рективы в выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.

Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчиненного,
осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы,
в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других
обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к разной оценке
своих достижений.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ТРУДУ (ТЕХНОЛОГИИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными
и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами
и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству
мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы,
ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных
в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа,
уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной
среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие
и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой
и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой
преобразующей
деятельности,
стремление
к
творческой
самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность
к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качеств и способность к саморегуляции:
организованность,
аккуратность, трудолюбие, ответственность,
умение
справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики
общения, проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
9

учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии
(в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных
и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных
и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении
изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта
технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации
в учебнике и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать
в соответствии с решаемой задачей;
анализировать
и
использовать
знаково-символические
средства
представления информации для решения задач в умственной и материализованной
форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет
с
контролируемым выходом), оценивать
объективность информации
и возможности ее использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным
в других информационных источниках.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать репликиуточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи,
10

аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их
в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые
суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах
создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения
необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы
в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.

Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную
работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции
руководителя (лидера) и подчиненного,
осуществлять продуктивное
сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения
и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный
замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического
воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной
деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях
11

в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых
окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее
место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового
процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую
работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий
замысел, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные
действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приемы обработки различных
материалов (например, плетение, шитье и вышивание, тиснение по фольге),
комбинировать различные способы в зависимости от поставленной задачи,
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать
простейшие виды технической документации (чертеж развертки, эскиз,
технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению
конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции
в связи с изменением функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации
с использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор
шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word, PowerPoint;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный
замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения,
аргументированно представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности,
предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей,
договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную
работу в общем процессе.

12

13

14

15

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
п/п
1

Наименование
разделов и тем
учебного предмета
Технологии,
профессии
и производства.
Современные
производства
и профессии

Количество
часов

Программное содержание

2

Профессии и технологии
современного мира.
Мир профессий. Профессии,
связанные с опасностями
(пожарные, космонавты,
химики и другие).
Изобретение и использование
синтетических материалов
с определенными заданными
свойствами в различных
отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное
сырье. Материалы, получаемые
из нефти (пластик, стеклоткань,
пенопласт и другие).
Использование достижений
науки в развитии технического
прогресса.
Влияние современных
технологий и преобразующей
деятельности человека
на окружающую среду.

Основные виды деятельности
обучающихся
Обсуждают, рассуждают о культурных
традициях и необходимости их
сохранения.
Обсуждают, рассуждают о современном
техническом окружении, местных
производствах, называют профессии
людей, работающих на них.
Рассуждают о влиянии современных
технологий и преобразующей
деятельности человека на окружающую
среду.
Вспоминают изученные технологии
ручной обработки материалов.
Выполняют практическую работу
по курсу третьего класса.
Выполняют коллективный или
групповой проект в рамках изучаемой
тематики.
Изготавливают изделия с учетом
традиционных правил и современных
технологий (лепка, вязание, шитье,
вышивка и другое).

2

Информационнокоммуникационные
технологии

3

Сохранение и развитие
традиций прошлого
в творчестве современных
мастеров.
Бережное и уважительное
отношение людей к культурным
традициям.
Элементарная творческая
и проектная деятельность.
Коллективные, групповые
и индивидуальные проекты
Информационный мир, его
место и влияние на жизнь
и деятельность людей.
Работа с доступной
информацией в Интернете
и на цифровых носителях
информации.
Электронные и медиаресурсы
в художественноконструкторской, проектной,
предметной преобразующей
деятельности. Работа
с готовыми цифровыми
материалами. Поиск
дополнительной информации
по тематике творческих

Выступают с защитой проекта

Рассказывают о роли и месте
компьютеров в современной жизни
человека.
Знают и самостоятельно соблюдают
правила пользования персональным
компьютером.
Знают современные требования
к техническим устройствам
(экологичность, безопасность,
эргономичность и др.).
Называют и определяют назначение
основных устройств компьютера
(динамики, сканер).
Знакомятся со сканером, его
назначением.
Получают представление

и проектных работ,
использование рисунков
из ресурса компьютера
в оформлении изделий и другое.
Создание презентаций
в программе графического
редактора.
Современные требования
к техническим устройствам
(экологичность, безопасность,
эргономичность и другие).
Элементарная творческая
и проектная деятельность.
Коллективные, групповые
и индивидуальные проекты

3

Конструирование
и моделирование.
Конструирование

5

Конструирование
и моделирование изделий
из различных материалов,

о сохранившихся древних способах
хранения информации, о значении книги
как древнейшем источнике информации.
Знакомятся с понятием «Интернет».
Осваивают алгоритмы поиска
необходимой информации в Интернете
по запросу ключевыми словами.
Упражняются в поиске заданной
информации. Осваивать программу
графического редактора.
Учатся создавать презентации на основе
ресурса компьютера, Интернета.
Учатся находить, отбирать
и использовать разные виды информации
в Интернете по заданным критериям
для презентации групповых
и коллективных проектных работ.
Выполняют коллективный или
групповой проект в рамках изучаемой
тематики. Самостоятельно или с
помощью учителя формулируют тему.
Создают презентацию.
Обсуждают результаты работы групп.
Выступают с защитой проекта
Определяют с помощью учителя
оптимальные и доступные новые
решения конструкторско-

робототехнических
моделей

4

Конструирование
и моделирование.

4

в том числе конструктора,
по проектному заданию
или собственному замыслу.
Современные требования
к техническим устройствам
(экологичность, безопасность,
эргономичность и другие).
Робототехника.
Конструктивные,
соединительные элементы
и основные узлы робота.
Инструменты и детали
для создания робота.
Конструирование робота.
Составление алгоритма
действий робота.
Программирование,
тестирование робота.
Преобразование конструкции
робота. Презентация робота.
Элементарная творческая
и проектная деятельность.
Коллективные, групповые
и индивидуальные проекты

технологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического
процесса при выполнении
индивидуальных творческих
и коллективных проектных работ.
Изучают конструктивные,
соединительные элементы и основные
узлы робота.
Конструируют робототехнические
модели.
Называют основные конструктивные
элементы робота, электронные
устройства (контроллер, датчик, мотор).
Составляют алгоритм в визуальной среде
программирования.
Проводят испытания и презентацию
робота.
Выполняют коллективный или
групповой проект в рамках изучаемой
тематики.
Выступают с защитой проекта

Сохранение и развитие
традиций прошлого.

Обсуждают традиционные праздники
и памятные даты (День защитника

Технологии ручной
обработки
материалов.
Конструирование
сложных изделий
из бумаги и картона

Комбинированное
использование разных
материалов.
Использование измерений,
вычислений и построений
для решения практических
задач. Внесение дополнений
и изменений в условные
графические изображения
в соответствии
с дополнительными
(измененными) требованиями
к изделию.
Технология обработки бумаги
и картона. Подбор материалов
в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции
изделия. Определение
оптимальных способов
разметки деталей, сборки
изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование
разных материалов в одном
изделии.
Совершенствование умений
выполнять разные способы
разметки с помощью

Отечества, Международный женский
день, День Победы), необходимость
подготовки подарков.
Определяют с помощью учителя
оптимальные и доступные новые
решения конструкторскотехнологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического
процесса при выполнении
индивидуальных творческих
и коллективных проектных работ.
Обсуждают варианты изделий-подарков
(открытки, сувениры).
Рассматривают и обсуждают образцы
папок-футляров, открыток, анализируют
их по материалам, конструктивным
особенностям.
Анализируют образцы изделий.
Продумывают образ и конструкцию
будущего своего изделия, его
конструкцию, технологию изготовления,
размеры.
Выполняют необходимые расчеты
и построения с опорой на рисунки
и схемы.
Подбирают материалы и инструменты.
Изготавливают изделие.

5

Конструирование
объемных изделий
из разверток

3

чертежных инструментов.
Конструирование
и моделирование изделий
из различных материалов
по проектному заданию
или собственному замыслу.
Поиск оптимальных
и доступных новых решений
конструкторскотехнологических проблем
на всех этапах аналитического
и технологического процесса
при выполнении
индивидуальных творческих
и коллективных проектных
работ.
Элементарная творческая
и проектная деятельность.
Коллективные, групповые
и индивидуальные проекты
Использование измерений,
вычислений и построений
для решения практических
задач. Внесение дополнений
и изменений в условные
графические изображения
в соответствии

Проверяют в действии.
Оценивают его качество.
Выполняют коллективные, групповые
проекты.
Выполняют коллективный или
групповой проект в рамках изучаемой
тематики.
Выступают с защитой проекта

Рассматривают образцы упаковок,
емкостей, футляров (прошлого
и современных).
Обсуждают, рассуждают об их
назначении, особенностях конструкций,
материалов, способах отделки,
эстетичности; о способах достижения

с дополнительными
(измененными) требованиями
к изделию. Технология
обработки бумаги и картона.
Подбор материалов
в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции
изделия. Определение
оптимальных способов
разметки деталей, сборки
изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование
разных материалов в одном
изделии. Совершенствование
умений выполнять разные
способы разметки с помощью
чертежных инструментов.
Конструирование
и моделирование изделий
из различных материалов.
Использование
комбинированных техник
создания конструкций
по заданным условиям
в выполнении учебных
проектов.
Элементарная творческая

прочности их конструкций.
Рассматривают и анализируют сложные
конструкции картонных упаковок,
обсуждают возможные способы их
изготовления, построения разверток.
Обсуждают требования к современным
упаковкам (прочность, удобство,
экологичность, яркость).
На доступных примерах рассуждают
о способах изменения высоты, ширины
путем достраивания, изменения размеров
развертки упаковки.
Осваивают способ построения развертки
призмы, конуса, пирамиды.
Продумывают образ будущего изделия,
его конструкцию, технологию
изготовления, размеры.
Выполняют необходимые расчеты
построения разверток с опорой
на рисунки и схемы.
Подбирают материалы и инструменты.
Изготавливают изделие.
Оценивают его качество.
Выполняют коллективный или
групповой проект в рамках изучаемой
тематики.
Выступают с защитой проекта

6

Интерьеры разных
времен. Декор
интерьера.
Мир профессий

3

и проектная деятельность.
Коллективные, групповые
и индивидуальные проекты
Сохранение и развитие
традиций прошлого
в творчестве современных
мастеров. Мир профессий.
Дизайнер интерьеров,
художник-декоратор.
Изготовление изделий с учетом
традиционных правил
и современных технологий.
Использование измерений,
вычислений и построений
для решения практических
задач.
Технология обработки бумаги
и картона. Подбор материалов
в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции
изделия. Определение
оптимальных способов
разметки деталей, сборки
изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование
разных материалов в одном
изделии.

Наблюдают архитектурные строения
разных времен и их интерьеры.
Рассуждают об их функциональном
назначении, декоре, убранстве; о стилях
разных эпох, стилевом соответствии
внешнего архитектурного и внутреннего
декоративного оформления строений.
Знакомятся с профессией дизайнера
интерьеров, художника-декоратора.
Обсуждают конструктивные
и декоративно-художественные
возможности разных материалов
(древесина, камень, кирпич).
Знакомятся с традиционными домами
разных народов.
Знакомятся с техникой декупаж.
Осваивают способ и приемы выполнения
декупажа.
Наблюдают мотивы, используемые
художниками-декораторами в своих
работах.
Обсуждают источники вдохновения
художников – природа.
Рассматривают образцы декора

Освоение доступных
художественных техник.
Поиск оптимальных
и доступных новых решений
конструкторскотехнологических проблем
на всех этапах аналитического
и технологического процесса
при выполнении
индивидуальных творческих
работ.
Элементарная творческая
и проектная деятельность.
Коллективные, групповые
и индивидуальные проекты

7

Синтетические
материалы.
Мир профессий

5

Использование достижений
науки в развитии технического
прогресса. Изобретение

обсуждают средства художественной
выразительности.
Рассуждают о месте сувениров в декоре
помещений, о разновидностях сувениров.
Наблюдают, рассуждают, обсуждают
конструктивные особенности образцов
изделий или их рисунков.
Исследуют свойства тонкой проволоки.
Осваивают способы сгибания,
скручивания, накручивания проволоки.
Продумывают образ будущего изделия,
его конструкцию, технологию
изготовления.
Делают эскиз (если необходимо).
Выполняют необходимые расчеты
и построения самостоятельно
или с опорой на рисунки и схемы.
Подбирают материалы и инструменты.
Изготавливают изделие.
Оценивают его качество.
Выполняют коллективный или
групповой проект в рамках изучаемой
тематики.
Выступают с защитой проекта
Наблюдают изделия из полимерных
материалов.
Получают представление о сырье,

и использование синтетических
материалов с определенными
заданными свойствами
в различных отраслях
и профессиях.
Нефть как универсальное
сырье. Материалы, получаемые
из нефти (пластик, стеклоткань,
пенопласт и другие).
Влияние современных
технологий и преобразующей
деятельности человека
на окружающую среду,
способы ее защиты.
Синтетические материалы –
ткани, полимеры (пластик,
поролон), их свойства. Общее
знакомство, сравнение свойств.
Создание синтетических
материалов с заданными
свойствами.
Технология обработки
синтетических материалов.
Самостоятельное определение
технологий их обработки
в сравнении с освоенными
материалами.

из которого они изготавливаются, –
нефть.
Знакомятся с многообразием продуктов
нефтепереработки.
Знакомятся с профессиями людей,
работающих в нефтяной и химической
отраслях.
Рассуждают, обсуждают сходства
и различия полимерных материалов.
Классифицируют на группы: пластик,
пластмасса, полиэтилен, поролон,
пенопласт.
Исследуют физические
и технологические свойства нескольких
образцов полимеров в сравнении.
Рассматривают и анализируют о образцы
конструкций, называют используемые
материалы.
Изготавливают объемные
геометрические конструкции
с использованием синтетических
материалов, пластиков.
Вспоминают и называют виды
натуральных тканей, сырье, из которого
их изготавливают.
Знакомятся с производством
синтетических тканей из нефти (общее

Подбор материалов
в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции
изделия. Определение
оптимальных способов
разметки деталей, сборки
изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование
разных материалов в одном
изделии.
Конструирование
и моделирование изделий
из различных материалов
по проектному заданию
или собственному замыслу.
Поиск оптимальных
и доступных новых решений
конструкторскотехнологических проблем
на всех этапах аналитического
и технологического процесса
при выполнении
индивидуальных творческих
работ.
Элементарная творческая
и проектная деятельность.

представление), с их некоторыми
заданными свойствами
(водонепроницаемость, огнеупорность,
теплозащита).
Обсуждают использование этих тканей
людьми опасных профессий.
Исследуют образцы натуральных
и синтетических тканей в сравнении.
Выявляют сходные и различные
свойства.
Изготавливают изделие
с использованием синтетических тканей.
Выполняют коллективный или
групповой проект в рамках изучаемой
тематики.
Выступают с защитой проекта

8

История одежды
и текстильных
материалов.
Мир профессий

5

Коллективные, групповые
и индивидуальные проекты
Технология обработки
текстильных материалов.
Обобщенное представление
о видах тканей (натуральные,
искусственные, синтетические),
их свойствах и использовании.
Дизайн одежды в зависимости
от ее назначения, моды,
времени. Профессии в сфере
моды.
Подбор текстильных
материалов в соответствии
с замыслом, особенностями
конструкции изделия.
Раскрой деталей по готовым
лекалам (выкройкам),
собственным несложным.
Строчка петельного стежка
и ее варианты («тамбур»
и другие), ее назначение
(соединение и отделка деталей)
и (или) строчки петлеобразного
и крестообразного стежков
(соединительные
и отделочные). Подбор

Рассуждают, обсуждают, как одевались
люди в разные времена, меняется ли мода
и почему.
Знакомятся с профессиями в сфере моды.
Наблюдают и рассуждают
об особенностях покроя одежды разных
времен и народов.
Выполняют групповые проекты по теме.
Рассматривают рисунки, обсуждают
приемы обработки текстильных
материалов, используют данные способы
в практической работе.
Продумывают образ будущего изделия,
его конструкцию, технологию
изготовления, размеры.
Делают эскиз (если необходимо).
Выполняют необходимые расчеты
и построения с опорой на рисунки
и схемы.
Подбирают материалы и инструменты,
изготавливают изделие, оценивают его
качество.
Обсуждают разнообразие народов
и народностей России.

ручных строчек для сшивания
и отделки изделий.
Элементарная творческая
и проектная деятельность
(реализация заданного
или собственного замысла,
поиск оптимальных
конструктивных
и технологических решений).
Коллективные, групповые
и индивидуальные проекты
на основе содержания
материала, изучаемого
в течение учебного года

9

Конструирование
и моделирование.
Конструирование
изделий из разных
материалов, в том

3

Современные требования
к техническим устройствам
(экологичность, безопасность,
эргономичность и другие).

Рассматривают изображения
национальной одежды разных народов
и своего региона.
Обсуждают их особенности
по компонентам, материалам, декору.
Обращают внимание на головные уборы,
их многообразие, историческое
назначение.
Обсуждают необходимость аксессуаров
в одежде, их назначение.
Обсуждают материалы для аксессуаров,
способы отделки.
Знакомятся со строчками
крестообразного и петлеобразного
стежка.
Упражняются в их выполнении.
Выполняют коллективный или
групповой проект в рамках изучаемой
тематики.
Создают презентацию.
Защищают свои проекты.
Обсуждают результаты работы групп
Обсуждают разнообразие мира игрушек.
Классифицируют игрушки.
Обсуждают современные материалы,
из которых они изготовлены.
Обсуждают конструктивные особенности

числе наборов
«Конструктор»,
по заданным условиям

Конструирование
и моделирование изделий
из различных материалов,
в том числе конструктора,
по проектному заданию
или собственному замыслу.
Поиск оптимальных
и доступных новых решений
конструкторскотехнологических проблем
на всех этапах аналитического
и технологического процесса
при выполнении
индивидуальных творческих
и коллективных проектных
работ.
Использование
комбинированных техник
создания конструкций
по заданным условиям
в выполнении учебных
проектов.
Элементарная творческая
и проектная деятельность.
Групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания

механических (динамических) игрушек,
их принципы и механизмы движения.
Знакомятся с простыми механизмами.
Отбирают объекты или придумывают
свои конструкции.
Рассматривают качающиеся
конструкции, ножничный механизм
игрушки (образец, рисунок), рычажный
механизм игрушки (образец, рисунок),
его конструктивные особенности,
соединение деталей, выполняют
из набора или имеющихся материалов.
Обсуждают требования к техническим
конструкциям (прочность, эстетичность).
Наблюдают, рассуждают, обсуждают
конструктивные особенности
предлагаемых несложных конструкций,
обеспечение их прочности
используемыми материалами, делают
выводы.
Выполняют сборку моделей из деталей
набора типа «Конструктор».
Выстраивают порядок практической
работы.
Соблюдают правила безопасной работы
инструментами.
Проверяют в действии.

10

Оценивают его качество.
Выполняют коллективный или
групповой проект в рамках изучаемой
тематики.
Создают презентацию.
Защищают свои проекты.
Обсуждают результаты работы групп

Проверка знаний

Выполняют задания

Проверочные работы
по тематическим
разделам учебника
выполняются в рамках
последнего урока –
до 10 мин на каждую

Подготовка портфолио
и итоговый контроль
за год (проверочная
работа)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
11

материала, изучаемого
в течение учебного года

1

34

31

32

33

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».