Решаем вместе
Есть вопрос?

прил 21 РП вд Нац культура 4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3 сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Согласовано»
протокол ШМО №6
от 31.08.2018

«Утверждена»
Протокол педсовета №01
31.08.2018

«Утверждаю»
Приказ №63
от 31.08.2018
Директор подпись/ФИО
___/______

Программа внеурочной деятельности
кружка «Национальная культура»
для обучающихся 4 класса
Бельды Геннадия Геннадьевича,
педагога дополнительного образования

2018

1

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Национальная культура» разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, с учетом основных направлений, включённых в структуру основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ НОШ№ 3 с.
Троицкое,
на
основе
авторской
программы
Попова М. И. «Уроки предков», педагогом Бельды С.А.
Программа направлена на формирование у обучающихся этнической и национальной
принадлежности, творческого отношения к труду, бережного отношения к материальным
и духовным ценностям.
Обучающиеся изучают культуру нанайцев и параллельно
знакомятся с культурой русского народа.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана
необходимостью развития национальной культуры, формирования национального
самосознания, освоения детьми родной, и мировой культуры. Для успешного
взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и
обычаи друг друга. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями
этнокультурных традиций своего народа, их необходимо знакомить с этими традициями,
приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
Цель программы: формирование ценностного отношения к национальной культуре
и народным традициям нанайцев.
Задачи:
- развивать познавательный интерес у обучающихся к изучению нанайской культуры;
- способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклору;
- формировать уважительное отношение к культуре других народов.
Программа рассчитана на школьников 9-10 лет, обучающихся 4 класса, и является
логическим продолжением обучения учащихся 2-3 классов по программам внеурочной
деятельности «Национальная культура».
В четвёртом классе обучающиеся продолжат знакомство с традиционной
культурой нанайцев, изучая темы «Игрушки», «Сказки», «Посуда». Познакомятся с
новыми понятиями: «Мой дом», «Хозяйственные постройки», «Календарь».
В соответствии с системно­деятельностным подходом содержание программы
осваивается на основе различных видов деятельности: изготовление нанайской игрушки,
лепка; изготовление макетов нанайских жилищ. Большая часть учебного времени
отведена практической работе.
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю, за год – 34 часа.
Форма проведения занятий: беседа, экскурсия, практическая работа, выставки
детского творчества, встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства,
старожилами села.
По завершении изучения каждой темы проводятся конкурсы, инсценирование
сказок, игры, выставки детского творчества.
В конце учебного года проводится итоговая выставка работ, на которую
приглашаются родители, педагоги.
В процессе изучения курса обучающиеся получат возможность для формирования
следующих универсальных учебных действий (далее – УУД): метапредметных,
личностных и предметных.
Личностные результаты:
1) формирование
целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы,
народов, культур;
2)
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
3)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
2

4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
7) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
6) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
8)
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
1) знать историю нанайских имен;
2) знать об обустройстве традиционного нанайского жилища;
3) уметь обустраивать жилище;
4) знать виды хозяйственных построек, их назначение;
5) уметь сооружать хозяйственные постройки;
6) знать традиционную нанайскую одежду;
7) знать об орнаменте на посуде;
8) уметь изготавливать посуду из пластилина;
9) знать виды нанайских инструментов, их названия. Народные праздники;
10) знать о традиционных нанайских игрушках;
11) уметь изготавливать семьи акоан – куклы для девочки;
12) знать о традиционных нанайских украшениях;
13) уметь изображать украшения на бумаге.
Содержание курса
Вводное занятие (1 ч.)
Понятия «духовная» и «материальная» культура.
Материальная культура: охота, рыбалка, собирательство. Духовная культура: устное
народное творчество.
Беседа с применением ИКТ.
3

Почему у нанайцев было два имени (2 ч.)
Имя человека. О чём говорят наши имена. Почему нанайцы давали два имени своим
детям. Отношение предков к детям. Воспитание детей в семье. Мужские имена. Женские
имена. Встреча со старожилами села. Беседа.
Практическая работа. Составление справочника нанайских имён.
Мой дом (3 ч.)
Традиционное нанайское жилище, его устройство. Названия частей дома на нанайском
языке. Материал для строительства дома. Внутреннее убранство русской избы и
нанайского жилища. Обустройство очага. Понятие «Дух огня». Подношение «духу огня».
Запреты, связанные с огнём. Поведение младших в доме. Встреча со старожилами села.
Экскурсия в музей.
Практическая работа. Изготовление макета нанайского жилища. Коллективная работа.
Изготовление нанайского стойбища.
Хозяйственные постройки (2 ч.)
Хозяйственные постройки. Виды хозяйственных построек, их назначение. Амбар,
временное жилище. Материал для изготовления временного жилища. Вешала для сушки
рыбы и мяса, рыболовных снастей. Материал для изготовления амбара и вешал. Легенда о
том, как появились нанайские вешала.
Практическая работа. Изготовление макета хозяйственных построек. Изготовление
макета нанайского поселения. Выставка работ.
Календарь (2 ч.)
Понятие «календарь». Год, названия месяцев на нанайском языке. Древние взгляды на
природу. Приметы и обряды русского народа, связанные с природой. Песни, игры,
пословицы, соотнесение народных примет с настоящим временем.
«Сундук мой» Традиции национальной одежды и моды (2 ч.)
Традиционная нанайская одежда. Функциональный характер одежды в старину.
Праздничная и повседневная одежда. Материал для пошива одежды. Одежда из ткани и
рыбьей кожи. Покрой одежды. Мужская и женская одежда. Одежда для детей. Встреча с
мастерицами села.
Практическая работа. Рисование современной одежды и украшение её национальным
орнаментом.
Женский костюм (2 ч.)
Женская одежда. Праздничная одежда. Женская свадебная одежда. Одежда из ткани и
рыбьей кожи. Орнаментика одежды. Названия деталей одежды на нанайском языке.
Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан у русских женщин. Встреча с
мастерицей пошива национальной одежды.
Практическая работа. Рисование женского праздничного костюма.
Мужской костюм (2 ч.)
Мужская одежда. Праздничная и повседневная одежда. Названия одежды по-нанайски.
Одежда из ткани и рыбьей кожи. Орнаментика одежды. Зимняя и летняя одежда.
Выставка творческих работ.
Практическая работа. Рисование мужского праздничного костюма.
Посуда в твоём доме (5 ч.)
Декоративно-прикладное искусство. Посуда из дерева, берёзовой коры, глины. Форма и
украшение посуды обусловлены её назначением. Украшение орнаментом посуды.
Встреча с А. В. Киле, педагогом дополнительного образования с. Найхин.
Практическая работа. Лепка посуды из пластилина, рисование посуды, декорирование
орнаментом. Выставка работ.
Музыкальные инструменты (2 ч.)
Виды нанайских инструментов, их названия. Народные праздники. Просмотр видеозаписи
фрагмента концерта национальной культуры.
Встреча с исполнителями игры на
народных инструментах. Мастер-класс. Русские народные инструменты.
4

№
пп
1.

2.
3.

4.

5.

6.

7.

Мои любимые сказки (5 ч.)
Сказки.
Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Просмотр
мультипликационых фильмов по мотивам русских народных сказок. Народная мудрость
сказок. Животные в сказках «Как лепёшку догоняли» и «Как животные ногами
менялись», «Лось и лягушка», «Ворона и карась», «Айога». Выставка работ.
Практическая работа. Лепка
персонажей сказок. Рисование героев сказки.
Инсценирование сказки.
Мои игрушки (3 ч.)
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Детские игрушки, народные
игрушки, самодельные игрушки. Игрушки для девочек и мальчиков. Материал для
изготовления игрушек. Игрушки из ткани, бумаги. Изготовление игрушек из головы
карася, касатки. Русская народная игрушка.
Практическая работа. Изготовление семьи акоан – куклы для девочки. Выставка работ.
Украшения моей мамы (3 ч.)
Для чего нужны украшения. Украшения из серебра. Легенда «Кукушка с белым кольцом
на шее». Украшения нанайской невесты. Головные уборы русских девушек.
Практическая работа. Рисование украшений. Выставка работ.
Итоговая выставка (1 ч.)
Учебно-тематическое планирование
Темы
Всего
УУД
Формы
организации
Теори Практ
деятельности
я
ика
Вводное занятие.
1
Развитие навыков
Беседа.
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками.
Почему у нанайцев 1
1
Формирование уважительного Практическая
было два имени.
отношения к своей семье.
работа.
Мой дом.
1
2
Усвоение первоначальных
Практическая
представлений о
работа.
материальной культуре на
продукте предметнообразующей деятельности
человека.
Хозяйственные
1
1
Получение первоначальных
Практическая
постройки.
представлений о
работа.
созидательном и
нравственном значении труда
в жизни человека.
Календарь.
1
1
Осознание целостности
Практическая
окружающего мира,
работа.
элементарных правил
нравственного поведения в
мире природы.
«Сундук мой…»
2
Использование
Практическая
Традиции
приобретённых знаний и
работа.
национальной
умений для творческого
одежды и моды.
решения несложных
конструкторских задач.
Женский костюм.
2
Использование
Практическая
приобретённых знаний и
работа.
умений для творческого
решения несложных
5

8.

Мужской костюм.

2

9.

Посуда
доме.

4

10.

Музыкальные
инструменты.

11.

Мои
сказки.

12.

Мои игрушки.

13.

Украшения
мамы.

14.

Итоговая выставка.

в

твоём 1

2

любимые 1

3
моей

Итого
№
пп

4

Тема занятий

3

1

9

конструкторских задач.
Использование
приобретённых знаний и
умений для творческого
решения несложных
конструкторских задач.
Овладение элементарными
практическими умениями и
навыками
Умение воспринимать музыку.
Формирование
первоначальных
представлений о роли музыки
в жизни человека.
Формирование
первоначальных этических
представлений о культуре,
понятий о добре и зле,
нравственности.
Овладение элементарными
практическими умениями и
навыками.
Овладение элементарными
практическими умениями и
навыками.
Приобретение
первоначальных навыков
сотрудничества,
планировании, организации.

26
Календарно-тематическое планирование
Всего
Элементы содержания

План

Факт

1.

Вводное занятие.

Понятия «духовная» и
«материальная»
культура.

2.

Почему у нанайцев
было два имени.

3.

Мой дом.

4.

Мой дом.

Почему нанайцы давали
два имени своим детям.
Отношение предков к
детям.
Традиционное нанайское
жилище, его устройство.
Изготовление макета
нанайского жилища.
Названия частей дома на
нанайском языке.
Материал для
строительства дома.
Изготовление макета
нанайского жилища.
6

Практическая
работа.

Практическая
работа.
Мастер-класс.

Практическая
работа.

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Выставка.

Планируемые
результаты

Формирование
уважительного
отношения к своей
семье.
Развитие творческих
способностей, мелкой
моторики.
Развитие творческих
способностей.
Использование
приобретённых
знаний и умений для
творческого решения
несложных

5.

Мой дом.

Обустройство очага.
Понятие «Дух огня».
Подношение «духу
огня». Изготовление
макета нанайского
жилища.

6.

Хозяйственные
постройки.

Виды хозяйственных
построек, их назначение.
Амбар, временное
жилище. Материал для
изготовления
временного жилища.
Изготовление макета
хозяйственных построек.

7.

Хозяйственные
постройки.

8.

Календарь.

9.

Календарь.

10.

«Сундук мой…»
Традиции
национальной
одежды и моды.

Вешала для сушки рыбы
и мяса, рыболовных
снастей. Материал для
изготовления амбара и
вешал. Легенда о том,
как появились нанайские
вешала.
Изготовление
макета
хозяйственных
построек.
Понятие
«календарь». Год,
названия месяцев на
нанайском языке. Песни,
игры,
пословицы,
соотнесение народных
примет с настоящим
временем.
Песни, игры, пословицы,
соотнесение народных
примет с настоящим
временем. Песни, игры,
пословицы, соотнесение
народных
примет
с
настоящим временем.
Традиционная нанайская
одежда.
Рисование
современной одежды и
украшение
её
7

конструкторских
задач.
Получение
первоначальных
представлений о
созидательном и
нравственном
значении труда в
жизни человека.
Усвоение
первоначальных
представлений о
материальной
культуре как продукте
предметнопреобразующей
деятельности
человека.
Использование
приобретённых
знаний и умений для
творческого решения
несложных
конструкторских
задач.
Использование
приобретённых
знаний и умений для
творческого решения
несложных
конструкторских
задач.
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности
Осознание
целостности
окружающего мира,
освоение основ
экологической
грамотности
Использование
приобретённых
знаний и умений для
творческого решения

национальным
орнаментом.

11.

«Сундук мой…»
Традиции
национальной
одежды и моды.

12.

Женский костюм.

13.

Женский костюм.

14.

Мужской костюм.

15.

Мужской костюм.

16.

Посуда в твоём
доме.

17.

Посуда в твоём
доме.

18.

Посуда в твоём
доме.

19.

Посуда в твоём
доме.

несложных
конструкторских
задач. Овладение
элементарными
практическими
умениями и навыками
в конструировании.
Рисование современной Использование
одежды и украшение её приобретённых
национальным
знаний и умений для
орнаментом.
творческого решения
несложных
конструкторских
задач. Овладение
элементарными
практическими
умениями и навыками
в конструировании
Одежда из ткани и
рыбьей кожи.
Женская свадебная
Овладение
одежда. Рисование
элементарными
женского праздничного
практическими
костюма.
умениями и навыками
в конструировании
Праздничная и
Овладение
повседневная одежда.
элементарными
Рисование мужского
практическими
праздничного костюма.
умениями и навыками
в конструировании
Праздничная и
Овладение
повседневная одежда.
элементарными
Рисование мужского
практическими
праздничного костюма.
умениями и навыками
в конструировании
Посуда из дерева,
Овладение
берёзовой коры, глины.
элементарными
Лепка посуды из
практическими
пластилина.
умениями и навыками
Форма и украшение
Овладение
посуды обусловлены её
элементарными
назначением. Украшение практическими
орнаментом посуды.
умениями и навыками
Лепка посуды из
пластилина, украшение
орнаментом.
Лепка посуды из
Овладение
пластилина, украшение
элементарными
орнаментом.
практическими
умениями и навыками
Рисование орнамента на Овладение
вырезанных из картона
элементарными
формах.
практическими
8

20.

Посуда в твоём
доме.

Рисование орнамента на
вырезанных из картона
формах.

21.

Музыкальные
инструменты.

Виды нанайских
инструментов, их
названия. Мастер-класс.

22.

Музыкальные
инструменты.

23.

28.

Мои любимые
сказки.
«Как лепёшку
догоняли»
Мои любимые
сказки.
«Как животные
ногами менялись»
Мои любимые
сказки.
«Лось и лягушка»
Мои любимые
сказки.
«Ворона и карась»
Мои любимые
сказки.«Айога».
Мои игрушки.

Виды нанайских
инструментов, их
названия.
Чтение сказки. Лепка
героев сказки.

29.

Мои игрушки.

30.

Мои игрушки.

31.

Украшения
мамы.

моей

32.

Украшения
мамы.

моей

24.

25.

26.

27.

умениями и
навыками. Усвоение
правил техники
безопасности.
Овладение
элементарными
практическими
умениями и навыками
Овладение
элементарными
практическими
умениями и навыками

Овладение
элементарными
практическими
умениями и навыками

Чтение сказки. Лепка
героев сказки (по выбору
обучающихся).
Чтение сказки.
Инсценированиесказки.
Чтение сказки. Лепка
героев сказки (по выбору
обучающихся).
Инсценирование сказки.
Различные материалы, из
которых изготавливают
игрушки. Изготовление
семьи акоан – куклы для
девочки.
Различные материалы, из
которых изготавливают
игрушки. Изготовление
семьи акоан – куклы для
девочки.
Различные материалы, из
которых изготавливают
игрушки. Изготовление
семьи акоан – куклы для
девочки.
Для чего нужны
украшения. Украшения
из серебра.
Украшения нанайской
невесты. Рисование
украшений.
9

Овладение
элементарными
практическими
умениями и навыками
Овладение
элементарными
практическими
умениями и навыками
Овладение
элементарными
практическими
умениями и навыками

Овладение
элементарными
практическими
умениями и навыками

33.

Украшения
мамы.

моей

34.

Итоговая выставка

Украшения нанайской
невесты. Рисование
украшений.

Овладение
элементарными
практическими
умениями и навыками

Материально-техническое обеспечение
Материалы и оборудование
Для учащихся:
альбомы, бумага для рисования, карандаши, пластилин, гуашь, кисти, палитра, цветная
бумага, картон, пастель, ножницы, ткань, нитки мулине, иголка, тесьма, клей, стека.
Для учителя:
Компьютер, видеопроектор, экран, интерактивная доска, графический планшет, документкамера.
Литература для учителя
1. Бельды В. Ч. Нанайские игры: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: книжное
издательство, 1989. -176 с., ил.
2. Гаер. Е. А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце IХХ - начале ХХ в. –
Хабаровск.: Платина 2012. – 144 с.
3. Киле А. С. Искусство нанайцев: вышивка, орнамент, традиции и инновации.Владивосток, 2012.
4. Киле А. С., Мохова С. П. Традиционная национальная культура дальневосточных этносов:
Сборник исследовательских работ учащихся учреждений общего и дополнительного
образования Хабаровского края. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006.- 85 с.
5. Киле П. К. Творческое наследие. - Комсомольск-на- Амуре, 1993. - 91 с.
6. Киле Н. Б. Нанайский фольклор: Сказки, легенды, героический эпос.- Новосибирск:
Сибирская издательская фирма РАН, 1996. - 478 с.
7. Константинов А. А. Дальневосточная кухня: Физиологические особенности питания
населения Дальнего Востока. – Хабаровск: книжное издательство, 1990. – 256 с.
8. Лементович Т. В. Искусство народов Приамурья: Собрания музеев Сибири и Дальнего
Востока. –Хабаровск, 2012. – 277 с.
9. Мохова С. П. Обучение детей работе с приамурским орнаментом: Учебно-методическое
пособие. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002. – 18 с.
10. Соболевская Н. А. Игрушка народностей Приамурья как этнокультурный памятник.Хабаровск, 1992. 39 с.
11. Таксами Ч. М. Краски земли Дерсу: Фотоальбом. – Хабаровск.: книжное издательство,
1982 – 274 с.
Литература для обучающихся
1. Гейкер В. И. Сказы халбинской земли. Повесть, рассказы, легенды, сказки. – Хабаровск:
Издательство «РИОТИП» краевой типографии, 2006.- 160 с.
2. Гейкер В. И. Акашины берега: Повесть, легенды, сказка. – Хабаровск: книжное
издательство, 1990. – 144 с.: ил.
3. Оненко Г. Н. Картинный словарь нанайского языка. Реченька: Учебное пособие для
дошкольных учреждений и учащихся начальных классов.– Хабаровск: книжное
издательство, 2003. – 128 с.
4. Пассар. А. А. Сказки моего детства: Стихи, легенды, сказки, загадки на нанайском и
русском языках. – Хабаровск: книжное издательство, 2002. – 272 с.
5. Тихонова А. Н. Твой родной край: Книга для внеклассного чтения младших школьников
Хабаровского края. – Хабаровск: книжное издательство, 1982. – 160 с., ил.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».