Решаем вместе
Есть вопрос?

прил. 3 программа формир. экол культуры

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни.
Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и
формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику
организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников
образовательных отношений:
- Здоровьсберегащая инфраструктура
- Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной
работы и работы по
формированию основ экологической культуры
- Реализация дополнительных программ
- Просветительская работа с родителями (законными представителями)
- Управление реализацией программы
МОДЕЛЬ
организации работы, планируемые результаты, виды деятельности и формы занятий с
обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного
уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе,
профилактике употребления психоактивных веществ, профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.
1блок. Здоровьеберегающая инфраструктура.
Задача: создание условий для реализации программы.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности
администрации
образовательного учреждения.
Состав сотрудников
Деятельность
Планируемый результат
здоровьеберегающей
инфраструктуры
1. Директор
Осуществляет контроль за Создание
условий:
кадровое
школы
реализацией этого блока
обеспечение,
материальнотехническое, финансовое.
- осуществляет контроль за Обеспечение
соответствия
санитарно
гигиеническим состояния и содержания здания и
состоянием всех помещений;
помещений
организации,
организует
соблюдение осуществляющей образовательную
требований
пожарной деятельность,
санитарным и
безопасности;
гигиеническим нормам, нормам
пожарной
безопасности,
требованиям охраны здоровья и
охраны труда обучающихся;
- создаёт условия
для - наличие и необходимое оснащение
функционирования столовой, помещений
для
питания
спортивного зала;
обучающихся, а также для хранения
и приготовления пищи; оснащение
кабинетов, физкультурного зала,
спортплощадок
необходимым
игровым
и
спортивным
оборудованием и инвентарём.

3.

Заместитель
директора по
УВР

5.

Классный
руководитель,
учитель
физкультуры

- входит в состав бракеражной
комиссии;
- осуществляет мониторинг
количества питающихся
- разрабатывает построение
учебного
процесса
в
соответствии
с
гигиеническими нормами;
- контролирует реализацию
ФГОС и учебных программ с
учетом
индивидуализации
обучения
(учёт
индивидуальных особенностей
развития: темпа развития и
темпа деятельности).
- организует воспитательную
работу,
направленную на
формирование у обучающихся
ЗОЖ, на развитие мотивации
ЗОЖ

обеспечение
качественного
горячего питания обучающихся, в
том числе горячих завтраков

Приведение
учебновоспитательного
процесса
в
соответствие состоянию здоровья и
физических
возможностей
обучающихся
и
учителей,
организующих процесс обучения
обучающихся.
Наличие условий сохранения и
укрепления
здоровья
как
важнейшего
фактора
развития
личности.
Приоритетное отношение к своему
здоровью: наличие мотивации к
совершенствованию
физических
качеств;
здоровая
целостная
личность. Наличие у обучающихся
потребности ЗОЖ.
осуществляет Формирование у обучающихся
просветительскую
и потребности ЗОЖ; формирование
профилактическую работу с здоровой целостной личности
учащимися, направленную на
сохранение и укрепление
здоровья.
- проводит диагностическую
работу по результативности и
коррекции
валеологической
работы.

6.

Классный
руководитель
совместно с
медицинским
работником

8.

Педагогпсихолог и
классный
руководитель

9.

Родители –
члены
управляющего
совета

организует
просветительскую работу по
пропаганде
основ
рационального питания
- обеспечивает проведение
медицинских осмотров.
организует
санитарногигиенический
и
противоэпидемический
режимы:
ведет
диспансерное
наблюдение за детьми;
- выполняет профилактические
работы по предупреждению
заболеваемости;
обучает
гигиеническим
навыкам
участников
образовательного процесса.
- организует комплексное
изучение личности ребенка;
- обеспечивает выработку
коллективных рекомендаций
для учителей, родителей по
дальнейшей тактике работы с
данными детьми;
- способствует формированию
благоприятного
психологического климата в
коллективе;
- занимается профилактикой
детской дезадаптации
пропагандирует
и
поддерживает
здоровые
отношения в семье
- контролирует соблюдение
требований СанПиН;
- участвует в обсуждении
совместной
деятельности
педколлектива, обучающихся,
родителей
по
здоровьесбережению;
- участвуют в совещаниях по
подведению
итогов
по
сохранению
здоровья
обучающихся

- формирование представление о
правильном
(здоровом)
питании, его режиме, структуре,
полезных продуктах
- формирование представления об
основных компонентах культуры
здоровья и здорового образа жизни;
формирование потребности ребёнка
безбоязненного обращения к врачу
по любым вопросам состояния
здоровья

Обеспечение условий для обучения
детей с ОВЗ, испытывающим
трудности
в
обучении,
отклонениями
в
поведении
Создание благоприятного психоэмоционального фона:
развитие
адаптационных
возможностей; совершенствование
коммуникативных навыков, качеств
толерантной личности, развитие
самопознания;
формирование
психологической
культуры
личности

Обеспечение
результативности
совместной работы семьи и школы.

2 блок. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Задача: повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного
функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки,
нормального чередования труда и отдыха.
Планируемый результат:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и
внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных
секциях) обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным
возможностям и особенностям обучающихся;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в
том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа
развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего
образования
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
Направления
Учебная и внеучебная деятельность
деятельности
Организация
1. Снятие физических нагрузок через:
режима
 Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий
школьной
равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 1 классы – 33
жизни
учебные недели, дополнительные каникулы в середине 3 четверти. 2-4
классы- 34 учебные недели, разбит на 4 периода.
 Пятидневный режим обучения в 1 классе с соблюдением требований к
максимальному объему учебной нагрузки.
 Облегченный день в середине учебной недели
 35-минутный урок в течение 1 полугодия в 1 классах и 40–минутый урок
во 2 полугодии в 1-х классах, во 2-4 классах.
 Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2- го
урока
 Рациональный объем домашних заданий: 2 классы до 1,5 часов, в 3-4
классах до 2 часов, отсутствие домашних заданий в 1 классе.
 Составление
расписания
с
учетом
динамики
умственной
работоспособности в течение дня и недели.
Создание
1.Для каждого класса отведена учебная комната.
предметно2.Парты в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было
пространствен организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на
ной среды
уроке.
3.По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников
хранятся в школе.
Организация
1. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий.
2. Корректировка учебных планов и программ
учебно3. Интеграция в базовые образовательные дисциплины: «Окружающий
познавательмир» предусматривает темы по ОБЖ: «Устройство человеческого
ной
организма», «Опасности для здоровья в поведении людей, питании, в
деятельности
отношении к природе», «Способы сбережения здоровья». В курсе

«Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или
приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной
работы с ним.
4.
Оптимальное
использование
содержания
валеологического
образовательного компонента в предметах, имеющих профилактическую
направленность: физическая культура, окружающий мир.
5. Безотметочное обучение в 1-х классах и в 1 четверти 2 класса.
6. Применение ИКТ с учетом требований СанПиН.
7.Специфика организации учебной деятельности первоклассников в
адаптационный период уроков по отдельным предметам в адаптационный
период: математика, окружающий мир, технология, физкультура,
изобразительное искусство, музыка.
8. Реализация программы духовно-нравственного воспитания и развития
личности: реализация плана мероприятий по профилактике детского
травматизма;
изучению
пожарной
безопасности;
проведение
физкультурно-оздоровительных мероприятий: проведение дней здоровья;
экскурсии в лес; встречи с инспекторами ГИБДД.
9. Организация внеклассной работы (классные часы, общешкольные
мероприятия, часы здоровья и т. д) – ответственные за организацию данной
работы: классный руководитель, библиотекарь, учитель физической
культуры
1 - 2 классы
3 класс
4 класс
1.Что нужно знать и уметь, 1. От чего зависит твое
1. Твои жизненные ценности
чтобы быть здоровым
здоровье
2.Что такое здоровье и от
2. В чем ты сам можешь
2.Ты и твое здоровье
чего оно зависит
помочь себе и другим?
3. Зачем мы едим
3. Когда нужно звать на
3.От чего зависит твое здоровье
помощь взрослых и
обращаться к врачу?
4. Болезни и неправильное
4. Как нужно относиться
4.Что тебе дается от рождения
питание
друг к другу?
5.Что такое рацион
5.Твоя семья – настоящая и
5.Что ты можешь сам сделать
будущая
для своего здоровья
6. Ядовитые ягоды и грибы 6. Что такое общество
6.Почему важно уметь общаться с
другими людьми?
7.Подвижные игры,
7.Как нужно поступать в
7. Как принимать решения, делать
физкультура и спорт
случае конфликта?
правильный выбор на благо здоровья
8.Травмы, переломы,
8. Страх и тревога
8.Что конкретно ты можешь
растяжения
сделать, чтобы стать здоровым?
Планируем вместе
9.Что необходимо
9. Ты и взрослые. Всегда ли
9. Как действовать, чтобы сберечь
маленькому ребенку, чтобы нужно подражать взрослым? здоровье
вырасти здоровым?
10. Как помочь другим
10.Как вредные привычки и
10. Как помочь своему здоровью и зд
задуматься о своем
опасности взрослого мира
здоровье?
могут навредить тебе?

11. Связь человека с
природой
12. Все друг другу на свете
нужны
13. Правила поведения на
прогулке в парке, в лесу
14. Роль растений и
животных в жизни человека
15. Что изучает экология и
кто такие экологи?

11. Использование
человеком ресурсов природы
12. Уникальные растения и
животные
13. Чистый воздух

11. Человек – часть природы

14. Вода – основа жизни

14. Акция «Чистый воздух и вода –
залог будущего человечества»
15. КПТ «Озеленение школы»,
« Очистка от мусора
территории близлежащих водоёмов,
лесных участков»

15. Что ты можешь сделать
для сохранения природных
богатств

12. Акция «Берегите лес!»
13.Заповедные места нашего края

3 блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Задача: обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся,
нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех
возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Планируемый результат:
• эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья;
• рациональная организация уроков физической культуры и занятий активнодвигательного характера на уровне начального общего образования;
• организация часа активных движений (динамической паузы) между 4-м и 5-м уроками;
• организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих
эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного
функционирования;
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта,
соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей
физической культуры, а также всех педагогов.
Организация
1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья:
оздоровительн • медицинский осмотр детей
о-профилакти- 2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
ческой работы • создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических
навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
• соблюдение
санитарно-гигиенического
противоэпидемического
режима.
3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
• ежедневная физзарядка до занятий;
• проведение физкультминуток на каждом уроке продолжительностью по
1,5 - 2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В
комплекс физминуток включены различные упражнения с целью
профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний
опорно - двигательного аппарата.
• для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе

продолжительностью 40 минут;
• внеклассные спортивные мероприятия;
• школьные спортивные кружки.
4. Организация рационального питания предусматривает:
• наличие ответственного за организацию горячего питания в школе, за
родительскую плату и бесплатное питание;
• создание бракеражной комиссии
• выполнение требований СанПиН к организации питания
• соблюдение основных принципов рационального питания: соответствие
энергетической ценности рациона возрастным физиологическим
потребностям детей
• сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков,
жиров и углеводов для максимального их усвоения;
• восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет
корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;
максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного
ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;
соблюдение оптимального режима питания.
• создание благоприятных условий для приема пищи (необходимые
комплекты столовых приборов, мытье рук перед едой) и обучение культуре
поведения за столом;
• 100%-ный охват обучающихся горячим питанием;
• рейды комиссии по питанию с участием родителей с целью проверки
организации питания обучающихся в школе (проверяют наличие
документов, санитарное состояние столовой, анализ меню, анкетирование,
опрос обучающихся).
5.
Работа психолого-педагогической службы для своевременной
профилактики нарушений психологического и физиологического
состояний детей и педагогов: организация работы ПМПк по психологомедико-педагогическому сопровождению
обучающихся с ОВЗ,
трудностями в обучении и отклонениями в поведении.
4. блок Реализация дополнительных образовательных программ.
Задача: внедрить программы дополнительного образования по формированию
экологической культуры, ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в
качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный
процесс.
Планируемый результат:
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей
начальных классов.
Внедрение
1. «Школы будущего первоклассника» (авторская программа, разработанная
программ,
учителем начальных классов, утверждённая на заседании ШМО ОУ).
направленных 2. Введение внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного
направления кружок «Неболейка», «Подвижные игры»
на
формирование 3. Введение внеурочной деятельности экологического направления –
кружок «Экознайка»
экологической
Формы организации занятий:
культуры и

ценности
здоровья и
здорового
образа жизни

• проведение часов здоровья;
• проведение классных часов;
• занятия в кружках;
• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин,
экскурсий и т. п.
5. блок. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Задачи: организовать педагогическое просвещение родителей.
Планируемый результат:
• формирование общественного мнения родителей, ориентированного на здоровый образ
жизни;
• создание в семье благоприятной воспитывающей среды, способствующей улучшению
межличностных отношений, повышению ответственности семьи за здоровье, физическое,
эмоциональное, умственное и нравственное развитие школьников.
Реализация этого блока зависит от совместной деятельности администрации
образовательного
учреждения, учителей начальных классов, педагога - психолога,
школьного библиотекаря, родителей
Родительский
1. Обсуждение с родителями вопросов здоровьесбережения в семье и
всеобуч:
организации, осуществляющей образовательную деятельность, знакомство
просвещение
родителей с задачами и итогами работы школы в данном направлении на
через
родительских собраниях, лекториях.
обеспечение
2. Обмен опытом семейного воспитания по ценностному отношению к
литературой,
здоровью в форме родительской конференции, организационноразмещение
деятельностной
и
психологической
игры,
собрания-диспута,
информации
родительского лектория, семейной гостиной, встречи за круглым столом,
на сайте
вечера вопросов и ответов, семинара, педагогического практикум, тренинга
школы,
для родителей и другие.
сменных
3. Просвещение родителей через размещение информации на сайте школы,
стендах
создание информационных стендов, книжных выставок: о нормативно –
правовой базе по воспитанию ребенка, правовыми аспектами, связанными
с ответственностью родителей за воспитание детей: статьями Конституции
РФ; Семейного кодекса РФ; Закона "Об образовании в РФ", Устава школы;
о психологической службе; о литературе для родителей в библиотеке
школы, о подготовке ребенка к школе; о режиме работы школы.
4. Книжные выставки в библиотеке школы по вопросам семейного
воспитания, индивидуальные консультации по подбору литературы.
5. Реализация цикла бесед для родителей
Просвещение
Проведение совместной работы педагогов и родителей (законных
через
представителей) по проведению спортивных соревнований: «Веселые
совместную
старты», дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек в
работу
рамках месячника «Мой выбор», предупреждение травматизма,
педагогов и
соблюдение правил безопасности и оказание помощи в различных
родителей
жизненных ситуациях в рамках «Дня защиты детей».
6 блок. Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа
жизни.

Задача: контроль реализации программы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни, повышение качества учебно - воспитательного процесса, взаимодействия с
родителями, педагогами.
Планируемый результат: изучение эффективности реализации и корректировка
программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения
Изучение и
1.Утверждение планов работы в рамках программы (План ППк, План
контроль за
мероприятий по технике безопасности, правилам дорожного движения, план
реализацией
внеклассных мероприятий).
программы в
2. Создание материально-технической базы для реализации программы.
учебно Обеспечение
специалистов
нормативно-правовой
методической
воспитательном литературой.
процессе
3. Контроль за эффективностью использования оборудованных спортивных
и игровых площадок, залов в целях сохранения здоровья обучающихся.
4. Контроль за режимом работы специалистов службы.
5. Организация проведение семинаров в рамках программы
формирования экологической культуры и здорового и безопасного
образа жизни.
6. Контроль за проведением ежедневной утренней гимнастики.
7. Контроль за соблюдением санитарно - гигиенических норм в
обеспечении образовательного процесса.
8. Проверка соответствия нормам и утверждение расписания школьных
занятий.
9. Контроль за качеством горячего питания обучающихся.
10. Контроль за повышением квалификации специалистов.
Изучение и
1. Информирование родителей о направлениях работы в рамках
контроль
программы (управляющий совет, родительские собрания, сайт школы).
взаимодейст2. Знакомство с нормативно-правовой базой.
вия с
3. Организация тематических родительских собраний с привлечением
родителями
специалистов
4. Контроль за проведением классных родительских собраний,
консультаций.
Управление
1. Заседание методического объединения по согласованию программ.
повышением
2. Семинар-практикум «Внедрение новых технологий и активных форм
профессиональ обучения как средства повышения качества обучения обучающихся».
ного
3. Педагогический совет «Адаптация учащихся 1 класса. Проблемы
мастерства
школьной дезадаптации».
4. Заседание МО учителей начальных классов

Критерии, показатели эффективности деятельности в части формирования
здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.
Критерии

Показатели

Сформированность
физического потенциала
Диагностика
Сформированность
эффективности
нравственного потенциала
реализации
личности выпускника
программы
Удовлетворенность
обучающихся школьной
жизнью

Осмысление учащимися
содержания проведенных
мероприятий по
здоровьесбережению

1. Развитость физических качеств (уровень
обученности по физической культуре таблица предметных результатов ученика и
анкета №1).
1. Осознание значимости ЗОЖ в сохранении
здоровья (по итогам анкетирования №3).
1. Уровни эмоционально –
психологического климата в классных
коллективах (в 1-4 классах по итогам
наблюдений педагогов по вопросам
адаптации, по итогам анкеты №2).
1.Уровень осмысление учащимися
содержания проведенных мероприятий (на
основе анкетирования).

Критерии сформированности экологической культуры младшего школьника
(Входной мониторинг)
Наблюдение за поведением и эмоциями детей на природе.
Цель. Выявить уровень взаимодействия детей с природными объектами
Критерии. Поведение в природе
Природные объекты ребенку интересны, он охотно с ними взаимодействует.
Старается не причинять вред растениям и животным, в некоторых ситуациях
может указать товарищу на его неправильное действие.
Ребенок во время игр старается не контактировать с растительным миром,
аккуратно относится к растениям, не ломает ветки деревьев. К животным
проявляет интерес. Стремиться их приласкать, погладить, не причиняя при
этом вреда. Проявляет желание ухаживать за растениями уголка природы.
Иногда проявляет инициативу самостоятельно, но зачастую принимает
предложение педагога по уходу за животным и растительным миром.
Ребенок не проявляет интереса к природным объектам. Во время игр может
причинить вред растению и даже не заметит этого. Работу в природе
принимает не охотно, быстро теряет интерес к ней. К животным проявляет
интерес, но быстро его теряет, может обитель кошку или собаку. К работе в
уголке природы инициативы не проявляет.
Природа интереса не вызывает. Ребенок не стремиться с ней контактировать,
его больше волнуют игрушки. Причиняет вред природе, не обращая на это
никакого внимания. С животными ребенок обращается как с живыми
«игрушками». Больше интереса проявляет к бытовой деятельности,
поручения педагога в природе выполняет не охотно и старается поскорее
закончить работу, не учитывая ее результата.

Уровень
Высокий

Средний

Ниже
среднего

Низкий

Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по
формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа
жизни и экологической культуры обучающихся.
АНКЕТА 1
Физическое развитие и физическая подготовленность учащихся
Класс ______________
Дата заполнения _____________
Показатели

Мальчики
%

Девочки
n'
%

Всего
n
%

n
Количество учащихся в классе
Определяет Физическая подготовленность выше
учитель
среднего
физкультуры Физическая подготовленность
средняя
Физическая подготовленность ниже
среднего
АНКЕТА 2
Напряженность адаптации (для учащихся начальных классов)
Школа ________ Класс ____ Дата заполнения _________
Фамилия_________________ Имя____________________
Возраст_____ лет
Наблюдения за поведением учащегося в школе (заполняет учитель)
Показатели поведения и состояния ребенка
Никогда
Редко
1 балл
1.
Беспокойный,
неусидчивый, 0 баллов
расторможенный, нарушает дисциплину, делает
замечания другим детям, перебивает учителя и
не реагирует на его замечания, часто
2. Быстро нарастает утомление, становится
переспрашивает
вялым
рассеянным,
невнимательным,
безразличным, ложится на парту, «не слышит»
3.
На низкие
оценки реагирует плачем,
инструкцию
учителя
истерикой, отказом от работы, может вступить в
спор с учителем
4. На контрольных работах (или перед ней)
чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах,
беспокоен, руки становятся холодными и
потными, не понимает задания, задает много
вопросов, делает ошибки в заданиях, которые,
5.
В
процессе
урока
не
может
казалось бы, хорошо знает.
сконцентрироваться на задании, не понимает и
не может выполнить инструкцию, не
удерживает ее или быстро забывает, постоянно
отвлекается, требует дополнительного контроля
учителя,
более детального
б. При выполнении
зданияиндивидуального
задает много
объяснения.
вопросов

Часто
2 балла

Всегда
3 балла

7. На переменах становится особенно
агрессивным, драчливым, неуправляемым, не
реагирует на замечания взрослых,» не слышит»
их (надо сказать несколько раз или держать за
8. Приходит в школу не готовым - постоянно все
руку)
забывает (учебники, тетради, пенал, альбом,
ручки, карандаши и т.п.)
Суммарный балл
Анализ анкеты 2 (проводится педагогом-психологом).
Эта анкета позволяет оценить успешность адаптации ребенка к обучению и выявить
отклонения в состоянии ребенка, свидетельствующие о нарушении адаптации и
значительном напряжении организма. Анкета заполняется учителем.
В анкете каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям.
Менее 7 баллов - состояние ребенка не вызывает тревоги, адаптация благоприятная;
от 7 до 14 - у ребенка наблюдается пограничное состояние адаптации
больше 14 — у ребенка наблюдается выраженное напряжение адаптации
Результаты анализа анкеты наблюдений за поведением ребенка в школе
Фамилия, имя
учащегося

Показатели
2

3

4

5

6

Суммарный
балл
7

8

9

10

1
1. …
Количество детей, имеющих суммарный балл 14 и меньше Количество детей, имеющих суммарный бал больше 14 (%) Таким образом, анализ и сопоставление этих двух анкет позволяет увидеть первые
проявления изменения состояния, признаки функционального неблагополучия организма и
напряжения адаптации.
Анкета 3 «ЗОЖ» для учащихся 1 классов.
Класс
Дата рождения
Пол М □ Ж □ Дата заполнения анкеты 20 __ г.
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал
вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из
перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
мыло □
зубная щетка □
мочалка □
зубная паста □
тапочки □
полотенце для рук □
2. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь:
Положить палец в рот □
Подставить палец под кран с холодной водой □
Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой □
Обратиться за помощью ко взрослым
3.Что обозначают эти знаки дорожного движения. Соедини линиями
Движение пешеходов запрещено
Пешеходный переход
Велосипедная дорожка
Движение на велосипедах запрещено

Въезд запрещён
4.Напиши номера телефонов экстренных служб
Милиция________________________
Скорая помощь____________________
Пожарные________________________
Газовая служба_____________________
5.Отметь подходящие слова
Чтобы сохранить своё здоровье нужно
соблюдать режим дня
много есть сладкого
много смотреть телевизор
делать зарядку
соблюдать режим питания
много гулять
При ответах на вопросы учащиеся 1классов внимательно читают вопрос и отмечают
крестиком в свободных клетках те ответы, которые им кажутся правильными.
Не должно оставаться ни одного вопроса без ответа.

Осведомлённость правилами личной гигиены
Осведомлённость мероприятий первой помощи
Осведомлённость дорожными правилами
Осведомлённость вызова экстренных служб
Осведомлённость о здоровом образе жизни

низкий
0
0
0-2
0-2
0-2
0-6

средний
1
1
3
3
3
7-11

высокий
2
2
4
4
4
8-16

Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей
(законных представителей) обучающихся
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) – одно
из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации
обучающихся на уровне начального общего образования.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей (законных
представителей) в обеспечении духовнонравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся младшего школьного возраста основывается на следующих
принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении
направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательной организации по
духовнонравственному развитию и воспитанию обучающихся с учетом законодательно
установленного преимущественного права родителей (законных представителей) на
обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, культурных особенностей и
потребностей семей, местных особенностей, в разработке содержания и реализации
программы воспитания и социализации обучающихся, оценке ее эффективности;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
родителей (законных представителей);
педагогическое
внимание,
уважение
и
требовательность
к родителям (законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития
педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных
проблем воспитания детей с учетом закрепленного законом приоритета семьи родителей
(законных представителей) обучающихся в воспитании своих детей перед всеми иными
лицами;

опора на положительный опыт семейного воспитания, традиционные семейные
ценности народов России.
Методы повышения педагогической культуры родителей:
– информирование родителей специалистами (педагогами, педагогом-психологом,
врачом и т. п.);
– организация «переговорных площадок» – места встречи родителей, младших
школьников, учителей для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по
решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем;
– организация предъявления родителями своего опыта воспитания, своих проектов
решения актуальных задач помощи ребенку;
– проигрывание родителем актуальных ситуаций для понимания собственных
стереотипов и барьеров для эффективного воспитания;
– организация преодоления родителями ошибочных и неэффективных способов
решения задач семейного воспитания младших школьников;
– организация совместного времяпрепровождения родителей одного ученического
класса;
– преобразования стереотипов взаимодействия с родными близкими и партнерами
в воспитании и социализации детей.
Ведущей формой повышения педагогической культуры родителей (законных
представителей) обучающихся является родительское собрание, которое обеспечивает как
информирование, «переговорную площадку» так и психолого-педагогический тренинг.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической
культуры родителей согласуются с планом воспитательной работы школы.
Планируемые результаты
В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся
обеспечивается достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовнонравственных приобретений, которые
получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например,
приобрел, участвуя в какомлибо мероприятии, опыт самостоятельного действия);
эффекта – последствий результата, того, к чему привело достижение результата
(развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и
т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося,
формирование его социальных компетенций и т. д. – становится возможным благодаря
деятельности педагога, других субъектов духовнонравственного воспитания (семьи, друзей,
ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям
обучающегося.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся на уровне НОО могут быть достигнуты обучающимися
следующие воспитательные результаты.
Гражданско-патриотическое воспитание:
– ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской
Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
– элементарные представления о государственном устройстве и социальной
структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об
этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга;
– первоначальный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;

– первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми –
представителями разных народов России;
– уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны,
уважение к защитникам Родины.
Нравственное и духовное воспитание:
– начальные представления о традиционных для российского общества моральных
нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений,
представителями различных социальных групп;
– нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;
– уважительное отношение к традиционным религиям народов России;
– неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
– способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей;
– уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
– знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное
отношение к ним.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
– ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям России и человечества, трудолюбие;
– ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание важности
образования для жизни человека;
– элементарные представления о различных профессиях;
– первоначальные навыки трудового, творческого сотрудничества со сверстниками,
старшими детьми и взрослыми;
– осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и
личностно значимой деятельности;
– потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
– осознание важности самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической, общественно полезной деятельности;
– умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
Интеллектуальное воспитание:
– первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и
творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и
направлениях развития личности;
– элементарные навыки учебно-исследовательской работы;
– первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со
сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности;
– элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности.
Здоровьесберегающее воспитание:
– первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о
физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи здоровья человека с
его образом жизни;
– элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни;
– элементарный опыт организации здорового образа жизни;

– представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр,
телевидения, рекламы на здоровье человека;
– представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя,
табакокурения на здоровье человека;
– регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним
отношение.
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
– первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское
согласие», «социальное партнерство»;
– элементарный
опыт,
межкультурного,
межнационального,
межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
– первичный опыт социального партнерства и диалога поколений;
– первичный опыт добровольческой деятельности, направленной на решение
конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории;
– первичные
навыки
использования
информационной
среды,
телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества.
Культуротворческое и эстетическое воспитание:
– умения видеть красоту в окружающем мире;
– первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
– элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
– первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России;
– первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических
объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому
себе;
– первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах
творчества;
– понимание важности реализации эстетических ценностей в пространстве
образовательной организации и семьи, в быту, в стиле одежды.
Правовое воспитание и культура безопасности:
– первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
– первоначальные умения отвечать за свои поступки, достигать общественного
согласия по вопросам школьной жизни;
– элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав
школьника;
– первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;
– элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и
делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных
субкультур;
– первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе,
семье, на улице, общественных местах.
Воспитание семейных ценностей:
– элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в
жизни человека;
– первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре
семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных
взаимоотношениях в семье;
– опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных программ
и проектов.
Формирование коммуникативной культуры

– первоначальные представления о значении общения для жизни человека,
развития личности, успешной учебы;
– знание правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе,
школе, семье, со сверстниками, старшими;
– элементарные основы риторической компетентности;
– элементарный опыт участия в развитии школьных средств массовой информации;
– первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о
современных технологиях коммуникации;
– первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об
истории родного языка, его особенностях и месте в мире;
– элементарные навыки межкультурной коммуникации.
Экологическое воспитание:
– ценностное отношение к природе;
– элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в
области защиты окружающей среды;
– первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к
природе;
– элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе
в культуре народов России, нормах экологической этики;
– первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на
пришкольном участке, по месту жительства.
Критерии и показатели эффективности деятельности по обеспечению
воспитания и социализации обучающихся
Оценка эффективности воспитательной деятельности является составной частью
реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
Мониторинг представляет собой систему психолого-педагогических исследований,
направленных на комплексную оценку эффективности реализации программы воспитания
и социализации обучающихся в отдельных классах и в образовательной организации в
целом. Программа мониторинга включает в себя следующие направления (блоки
исследования):
Блок 1. Исследование особенностей духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации младших школьников (достижение планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся по основным
направлениям программы; динамика развития учащихся).
Блок 2. Исследование целостной развивающей образовательной среды в
образовательной организации (классе), включающей урочную, внеурочную и внешкольную
деятельность, нравственный уклад школьной жизни (создание благоприятных условий и
системы воспитательных мероприятий, направленных на нравственное развитие
учащихся).
Блок 3. Исследование взаимодействия образовательной организации с семьями
воспитанников в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся
(повышения педагогической культуры и ознакомление родителей (законных
представителей) с возможностями участия в проектировании и реализации программы
воспитания и социализации; степень вовлеченности семьи в воспитательный процесс).
Данные, полученные по каждому из трех направлений мониторинга,
рассматриваются в качестве основных показателей исследования целостного процесса
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников.
Методологический
инструментарий
исследования
предусматривает
использование следующих методов: тестирование (метод тестов), проективные методы,
опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение

(включенное и узкоспециальное) и эксперимент, педагогическое проектирование
(моделирование), анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы).
Основной целью исследования является изучение динамики развития и воспитания
обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности
(разработанная образовательной организацией программа воспитания и социализации).
Комплексная оценка эффективности реализуемой образовательной организацией
воспитательной программы осуществляется в соответствии с динамикой основных
показателей целостного процесса духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации младших школьников:
Блок 1. Исследование динамики развития обучающихся проводится в соответствии
с основными направлениями программы воспитания и социализации.
Блок 2. Анализ изменений (динамика показателей) развивающей образовательной
среды в образовательной организации (классе).
Блок 3. Характер изменения (динамика показателей) сотрудничества
образовательной организации с семьями младших школьников в рамках реализации
программы воспитания и социализации обучающихся.
В качестве критериев, по которым изучается динамика процесса воспитания и
социализации обучающихся, выделены:
1. Положительная динамика – увеличение положительных значений выделенных
показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе
(окончание учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования
(начало учебного года).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик
положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей
воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе (окончание
учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало
учебного года).
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном
этапах исследования. При условии соответствия содержания исследуемых показателей у
обучающихся, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях
общепринятым моральным нормам, устойчивость показателей может являться одной из
характеристик положительной динамики развития младших школьников и показателем
эффективности реализации образовательной организацией программы воспитания и
социализации обучающихся.
Оценка эффективности реализации образовательной организацией программы
воспитания и социализации сопровождается отчетными материалами исследования:
годовой план воспитательной работы, бланки тестов и анкет заполненные обучающимися
и их родителями (законными представителями); материалы и листы наблюдений; сводные
бланки результатов исследования и т. д.
На основе результатов исследования составляется характеристика класса и
индивидуальная характеристика учащегося, включающая три основных компонента:
– характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
– определение приоритетных задач и направлений индивидуального развития;
– систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить
гармоничное развитие обучающегося и успешную реализацию задач НОО.
Полученные и зафиксированные результаты исследования включаются в портфель
достижений младших школьников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».