Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Согласовано»
Протокол заседания
ШМО
№01 от 29.08.2022 г.
«Утверждена»
Протокол заседания педагогического совета
№ 1 от 30.08.2022 г
«Утверждаю»
Приказ № 83
от 01.09.2022 г.
Директор школы
_____ /Запёка Л.З.
/ФИО/
М.П.
ПРОГРАММА
«Коррекция общего недоразвития речи и нарушений процессов формирования чтения и письма»
Медова Дарья Александровна
Учитель начальных классов, логопед
Троицкое 2022
1.Пояснительная записка
В настоящее время резко возросло число обучающихся со сложными речевыми расстройствами. Наиболее трудным является коррекционное обучение детей с общим недоразвитие речи (ОНР), поскольку оно представляет собой сложные речевые расстройства, при которых у
детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
Для младших школьников с ОНР характерны нарушения всех сторон речи (звукопроизношение, фонематические процессы, лексикограмматический компонент, связная речь), а также недостаточная сформированность психологических предпосылок для овладения полноценными навыками учебной деятельности.
Речевое развитие этих детей удовлетворяет потребностям их повседневного общения, однако опыт практической работы показывает,
что дети данной категории при обучении в школе испытывают значительные трудности в усвоении программного материала по обучению
грамоте и русскому языку.
В основе возникновения стойких специфических ошибок у учащихся с ОНР лежат объективные причины:
1. Недостаточная сформированность фонематического анализа и синтеза ведёт к искажению звуконаполняемости слова и нарушению
слоговой структуры.
2. Недостаточная сформированность фонематического слуха проявляется в трудности различения звуков родного языка.
3. Отсутствие или дефектное произношение звуков затрудняет общение.
4. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к трудностям в структурном построении предложения.
5. Недостаточная сформированность пространственных и временных представлений является одной из причин появления оптических
ошибок, затруднения при нахождении ошибок во время проверки письменных работ учащимися.
6. Недостаточное развитие слухового, зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления сказывается на ухудшении в усвоении
учебной программы.
2. Общая характеристика логопедической программы
Важность разработки программы обусловлена возрастающей численностью детей с ОНР в общеобразовательных школах.
Целью данной программы является организация коррекционных занятий, способствующих развитию фонетической, фонематической,
лексико-грамматической сторон речи, связной речи, когнитивных процессов и создание предпосылок к полноценному овладению учебной
программой по русскому языку и чтению.
Данная программа строится с учётом принципов системности, комплексности, поэтапного речевого и когнитивного развития, принципа постепенного усложнения заданий и речевого материала, онтогенетического принципа, а также общих дидактических принципов (научности, доступности, сознательности, наглядности, индивидуально-ориентировочного обучения детей).
При проведении коррекционно-развивающих занятий применяются словесные методы (рассказ, беседа, объяснения, разъяснения),
практические (различные упражнения), наглядные (иллюстрации) и частично-поисковые.
Программа предусматривает проведение проверочных заданий различных типов (слуховые диктанты, зрительные диктанты, проверочное списывание, грамматические задания). Проверочные итоговые работы предназначены для выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков обучающихся. Проводятся проверочные работы после изучения каждой темы и в конце учебного года.
Задачи программы:
1. Формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий.
2. Корригирование дефектов произношения.
3. Обогащение и развитие словарного запаса у учащихся с ОНР, обучение точному употреблению слов, как путём накопления новых
словоформ, так и благодаря развитию у детей умений пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
4. Обогащение словаря детей путём подбора антонимов и синонимов;
5. Развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания;
6. Развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний;
7. Развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.
3. Место программы
Данная программа представляет собой систему работы по коррекции общего недоразвития речи (ОНР). Он направлен на осуществление специальной логопедической помощи обучающимся, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы с
учетом закономерностей нормального онтогенеза.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры
человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию
партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять
3
написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
4. Планируемые результаты
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
К концу обучения дети должны звать;
— артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;
— признаки гласных и согласных звуков;
— твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
— звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
— артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;
— термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;
— графическое изображение смешиваемых звуков.
К концу обучения дети должны уметь:
— различать гласные и согласные звуки;
— различать твердые и мягкие звуки;
— различать акустически близкие звуки;
— различать звонкие и глухие согласные звуки;
— обозначать смешиваемые звуки схематично;
— производить фонетический разбор;
— подбирать слова на заданный звук;
— объяснять значения слов паронимов;
— дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;
— писать слуховые и зрительные диктанты;
— пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
К концу обучения дети должны знать:
— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);
— все буквы и звуки родного языка;
— отличительные признаки гласных и согласных звуков;
4
— гласные и согласные звуки;
— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
— узнавать и различать гласные и согласные звуки;
— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
— производить фонетический разбор слова;
— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
— подбирать слова на заданный звук;
— сравнивать слова со сходными звуками;
— строить звуковые схемы слогов и слов;
— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
К концу обучения дети должны знать:
— гласные и согласные звуки и буквы;
— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог,
безударная гласная, безударный слог;
— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
— графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
— правописание предлогов и приставок.
К концу обучения дети должны уметь:
— различать гласные и согласные звуки;
— различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
— определять ударные и безударные гласные, слоги;
— определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
5
— производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
— графически обозначать звуки, слоги и слова.
5.Содержание программы
Реализация поставленных задач возможна лишь в случае взаимосвязанной работы в нескольких направлениях, а именно:
I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.
Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук
на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этих понятий на предметном уровне; на 2-м
этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, определение
количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).
На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.
Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков. Дифференциации смешиваемых звуков проводится на
уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
II. Коррекция дефектов звукопроизношения.
III. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.
Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса.
Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в
предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне. Работа начинается с развития представлений о речи, предложении, слове, как основной языковой единице. Далее последовательность работы по восполнению лексических средств
следующая:
- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов;
- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок;
- обогащение словаря подбором родственных слов;
- формирование представлений о предлогах и способах их использования;
- дифференциация приставок и предлогов;
- практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления;
В течение учебного года проводится работа над развитием грамматических норм родного языка.
IV. Развитие связной речи.
В ходе данного направления обучающиеся учатся чётко излагать свои мысли, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию.
V. Развитие психических процессов.
6
Данная работа предусматривает:
1) Развитие высших психических функций: внимания (концентрации, переключения, устойчивости, объёма внимания); памяти (кратковременной, долговременной, слуховой, зрительной); мыслительных операций (обобщения и классификации, аналогии, установление причинно-следственных связей, сравнения и абстрагирования). Развитие зрительного восприятия, формирование буквенного гнозиса.
2) Формирование пространственных представлений (исходным является осознание детьми схемы собственного тела, определение
направлений в пространстве, определение последовательности предметов, графических знаков, букв).
3) Формирование временных представлений включает в себя выяснение, уточнение и активизацию основных единиц времени, определение временной последовательности каких-либо действий и событий, периоды человеческого возраста и роли в семье.
4) Развитие графомоторных навыков, моторных движений.
Перспективное планирование для учащихся 1- 3х классов по коррекции звукопроизношения
№
п\п
Постановка произношения звуков
Введение поставленных звуков в
речь
Речевой материал
1
Формирование арти- Формирование и развитие артику- Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психикуляторной базы
ляторной базы, развитие и совер- ческих процессов.
шенствование
сенсомоторных
функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,
готовности к обучению.
2
Постановка звуков
Закрепление имеющегося уровня Составляется из правильно произносимых звуков
звукового анализа и синтеза.
7
3
Продолжение поста- Введение в речь первого постав- Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуновки звука, отработ- ленного звука;
ки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если
ребенок не произносит р, р' -также)
ка звука (автоматизаа)
закрепление
звука
в
устной
речи:
ция)
в слогах, в словах, фразах, в тексте;
б) устный и письменный анализ и
синтез слов.
4
Дифференциация зву- Дифференциация изученного и по- Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из
упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.
ков сходных по зву- ставленных раннее звуков.
чанию
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от временного периода их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.
Тема занятия
Календарно-тематическое планирование для учащихся 1-х классов
Содержание работы
Часы
1.Логопедическая диагностика
Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи.
1
2.Логопедическая диагностика
Обследование фонематического слуха.
1
3. Логопедическая диагностика
Обследование лексического строя речи.
1
8
4. Логопедическая диагностика
Обследование грамматического строя.
1
1. Звук
5. Звуки.Гласные — согласные
Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными. Знакомство с признаками согласных звуков.
Дифференциация гласных и согласных звуков
1
6. Гласные I—II ряда1
Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий
звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных
1
7. Дифференциация гласных А—Я
Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я.
Дифференциация А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
1
8. Дифференциация гласных О—Е
Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е.
Дифференциация 0—Е в слогах, словах, предложениях, тексте. Знакомство с обозначением
твердых и мягких согласных
1
9. Дифференциация гласных У—Ю
Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях и тексте
1
10. Дифференциация гласных Э—Е
Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Развитие фонематического восприятия и анализа. Соотнесение твердых и мягких согласных с символом. Работа со звуковой схемой слова
1
11. Дифференциация гласных Ы—И Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И.
Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания,
предложения и текста. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных. Выделение
гласных Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте
1
12. Мягкий знак
1
Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости
9
согласных при помощи мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким
знаком со схемой
13. Твердый знак
Знакомство с твердым знаком. Знакомство со схемой слова. Развитие слухового и зрительного внимания. Дифференциация твердых и мягких согласных. Знакомство с правописанием и
употреблением твердого знака в словах.
1
Дифференцированное употребление твердого и мягкого знака в словах
14. Звуки Б-Б', П-П'
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б—Б', П—ГГ. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с паронимами.
Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков.
Соотнесение звуков с символами
1
15. Звуки В—В',Ф-Ф'
Знакомство с характеристикой звуков В—В', Ф—Ф' и нормой произношения. Работа на
уровне слога, слова, предложения и текста. Развитие фонематического восприятия. Работа с
паронимами. Работа по звуковому, слоговому и языковому анализу. Соотнесение звуков с
символами
1
16. Звуки Г—Г',К—К'
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков
занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу
1
17. Звуки Д—Д',Т—Т'
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д—Д', Т—Т". Сравнение
звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового
внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами
18. Звуки 3—3',С—С'
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков 3—3', С—С. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического
анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления
1
10
19. Звуки Ж—Ш
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Ж-Ш. Сравнение звуков в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звуков
на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и
слогового анализа
1
20. Звуки С—Ш
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С—Ш. Соотнесение звуков с
буквами. Сравнение артикуляции. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте.
Развитие фонематического слуха, восприятия. Работа с паронимами. Развитие звукового,
слогового и языкового анализа и синтеза
1
21. Звуки 3—Ж
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков, 3—Ж. Сравнение звуков на
всех этапах работы. Соотнесение звуков с буквами. Развитие фонематического слуха, восприятия. Развитие логического мышления. Развитие зрительной и слуховой памяти
1
22. Звуки Ч—Т'
Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях
работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия
1
23. Звуки С—Ц
Сравнение характеристики звуков. Выделение данных звуков в ряду звуков, слогов, слов. Сравнение звуков во всех позициях. Соотнесение звуков с буквами. Работа с паронимами. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на звуки С, Ц
1
24. Звуки Ц—ТС
Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Сравнение данных звуков во всех позициях. Сравнение паронимов по трем признакам: произношение,
написание, значение. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на заданные звуки
1
25. Звуки Ч—Щ
Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и с символами. Выделение звуков
Ч—Щ в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов
1
26. Звуки Ч—Ц
Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях
работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия
1
27. Звуки Р—Р',Л—Л'.
Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Р—
Р', Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях.
1
11
Развитие неречевых процессов
28. Звуки Й—Л—Л'
Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Й—
Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов
1
29. Звуки В—Л
Знакомство с артикуляцией звуков. Сравнение артикуляции. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков на всех этапах. Развитие высших психических процессов. Работа с паронимами.
Развитие звукового, слогового, языкового анализа
1
30-31 Слог. Слово. Словосочетание. Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основПредложение. Текст
ном этапе работы во время дифенциации оппозиционных пар звуков
2
Обследование процесса письма и чтения.
32-33Логопедическая диагностика
Тема занятия
Календарно-тематическое планирование для учащихся 2-х классов
Содержание работы
2
Часы
1. Подготовительный этап работы
1.Логопедическая диагностика
Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи.
1
2.Логопедическая диагностика
Обследование фонематического слуха.
1
3. Логопедическая диагностика
Обследование лексического строя речи.
1
4. Логопедическая диагностика
Обследование грамматического строя.
1
5. Развитие слухового и зрительного
внимания и восприятия
Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на
развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического
1
12
мышления
6. Звуки
Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков
1
7. Гласные и согласные звуки
Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме
1
П. Основной этап работы
8. Дифференциация гласных букв А— Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв
Я, У—Ю, О—Е,Ы—И, Э—Е
для обозначения мягкости на письме
1
9. Дифференциация гласных букв А— Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я.
Я
Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в
тексте
1
10. Дифференциация гласных букв
У—Ю
Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю.
Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
1
11. Дифференциация гласных букв
О—Е
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е.
Дифференциация гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
1
12. Дифференциация гласных букв
Ы—И
Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И.
Дифференциация гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
1
13. Дифференциация гласных букв
Э—Е
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е.
Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
1
14. Мягкий знак
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме.
Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в
функции смягчения и разделения
1
13
15. Звонкие и глухие согласные
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
1
16. Звуки Б—Б', П—П'
Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с
паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
1
17. Звуки В-В',Ф—Ф'
Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В—В', Ф—Ф' изолированно, в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия,
внимания, анализа и синтеза
1
18. Звуки Г—Г', К—К', Х—Х'
Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К', X—X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами»
для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
1
19. Звуки Д—Д', Т—Т'
Звуки Д—Д', Т—Т'. Дифференциация звуков Д—Д', Т—Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия,
внимания, анализа и синтеза
1
20. Звуки 3—3', С—С'
Звуки 3—3', С—С'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа
со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
1
21. Звуки Ж—Ш
Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
1
22. Лабиализова-ные гласные. Звуки Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. СравО—У
нительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания
1
14
и координации движений
23. Лабиализова-ные гласные. Буквы Буквы Е—Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Е—Ю изолироЕ—Ю
ванно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного
анализа и синтеза
1
24. Дифференциация соноров. Звуки Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и
Р—Р'—Л—Л'
тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со
словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
1
25. Звуки Л—Л'—Й
Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
1
26. Дифференциация свистящих и
шипящих звуков
Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и
1
27. Звуки С—С, Ш
Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза
1
28. Звуки З—З', Ж
Звуки З—З', Ж. Дифференциация звуков З—З', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
1
29. Звуки С—С', Ц
Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С—С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
1
«простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме
15
30. Звуки ТС—Ц (на усмотрение ло- Знакомство со звуками ТС—Ц. Дифференциация звуков Ц—ТС в слогах, словах, словосочетагопеда)
ниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
1
31. Звуки Ч—Щ
1
Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях
и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на
письме. Развитие фонематического анализа и синтеза
III. Заключительный этап работы
32. Развитие связной речи
В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование,
рассуждение, изложение, сочинение...
1
33-34Логопедическая диагностика
Обследование процесса письма и чтения.
2
Календарно-тематическое планирование для учащихся 3-х классов
Тема занятия
Содержание работы
Часы
1. Логопедическая диагностика
Обследование фонематического слуха.
1
2-3Логопедическая диагностика
Обследование процесса письма и чтения.
2
1. Звук
4. Звук. Гласные-согласные звуки
Знакомство с речевыми звуками. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и
согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах
1
5. Гласные I ряда
Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического
слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях
1
16
в слове. Развитие звукового анализа и синтеза
6. Гласные II ряда
Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение
со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и
синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов
1
7. Мягкий знак
Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического
1
мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу
8. Согласные звуки
Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в
звуковом анализе и синтезе слогов и слов
1
II. Слог
9. Слог
Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-,
дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и
синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой
1
10. Ударение. Ударная гласная
Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над
ритмическим оформлением слова. .Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем
слова к словам
1
11. Ударные и безударные гласные
(А—О, Е—И, И—Я)
Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление
знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами
слов
1
17
III. Слово
12. Родственные слова. Корень слова
Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень,
1
близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах
13. Образование слов при помощи
суффиксов
Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)
1
14. Словообразование слов при помощи Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под
приставок
— над, из — под, с — со, на — над ...). Развитие временных и пространственных отношений.
Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов
1
15-16 Приставки и предлоги
Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие
временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов
2
17-18. Морфологический состав слова
Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов
2
IV. Словосочетание и предложение
19-20. Состав предложения
Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами
предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения.
Работа
2
над деформированным предложением
V. Связная речь
18
21-23. Последовательный рассказ
Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с
деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану
3
24-26. Описательный рассказ
Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным
словам. Работа над деформированным текстом
3
27-31. Составление связного рассказа
по предметной, сюжетной картинам и
серии картин
Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей.
Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)
5
33-34Логопедическая диагностика
Обследование процесса письма и чтения.
3
19