Решаем вместе
Есть вопрос?

прил 22. РП вд Вокальное пение 1-4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3
сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района
Хабаровского края

«Согласовано»
протокол ШМО
№ 01 от 26.08.2020

«Утверждена»
Протокол педсовета
№ 01 28.08.2020

«Утверждаю»
Приказ № 76 от 28.08.2020
Директор
__________/______________
подпись/ФИО

Рабочая программа
творческого объединения «Вокальное пение»
(наименование учебного предмета, курса)
для 1-4 классов
(уровень обучения, класс)
Актанко Елены Юрьевны
педагога дополнительного образования
Ф.И.О, должность педагога

2020 год

1

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Вокальное пение» для учащихся 1-4 классов
начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности
Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения
начального и основного общего образования - автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011
год. Программа переработана и дополнена.
В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления
«Вокальное пение» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Цель программы: духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в
восприятии мира.
Задачи:
1.
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных
песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать
любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.
Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни
каждого человека.
3.
Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений,
научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической
культуры, работе в коллективе.
4.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых
произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать
формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы
художественного вкуса.
5.
Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости,
значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Место и роль курса «Вокальное пение» в учебном плане:
Преподавание курса «Вокальное пение» рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс,
увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса для
младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования
вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности стандартом.
Условиями отбора детей являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и
способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей,
способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе
организационных, обстоятельств. Занятия будут проводиться в Межпоселенческом Центре
Нанайской культуры с.Джари. Поэтому в содержании программы прослеживается национальный
компонент.
Продолжительность учебного года

Количество часов в год

1 группа
1 класс: 33 недели
2 класс: 34 недели
3 класс: 34 недели
4 класс: 34 недели
1 класс: 33
2 класс: 34
3 класс: 34
4 класс: 34

2

Количество часов в неделю

1 класс: 1
2 класс: 1
3 класс: 1
4 класс: 1

Краткая общая характеристика программы «Вокальное пение»
Программа «Вокальное пение» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение,
самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что
наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов
психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны
здоровья детей.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот
почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и
дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкальноэстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и
неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит
ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному
искусству.
Рабочая программа «Вокальное пение» предусматривает чередование занятий
индивидуального практического творчества учащихся и занятий
коллективной вокальнотехнической деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых
присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с
физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент
делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания. Занятия проводятся в
Межпоселенческом Центре Нанайской культуры с. Джари. Там созданы все необходимые условия
для реализации программы. В содержание программы включены нанайские песни.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества,
системного подхода, импровизации и сценического движения.
1.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание
стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший
художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее
практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально
присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах
художественной деятельности , в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации,
музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя
и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность,
инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной
деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого
(в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы).
Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из
основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене,
умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями.
Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации,
движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование
3

данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный
уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные
особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих
задач:
- постановка дыхания;
- работа над расширением певческого диапазона;
- развитие музыкального слуха и ритма.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «Вокальное
пение» способствует развитию умения экспериментировать с разными музыкальными материалами.
Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же
небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог
может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся
индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику
вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с
интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную
работу педагога, родителей и детей.
- Задания практических занятий направлены на умение:
определять основные жанры песенного искусства;
- знать физиологические особенности голосового аппарата
- использовать правильную позицию голосового аппарата при пении.
- исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню
акапелла;
- уметь брать дыхание в характере произведения.
Виды и формы контроля: Итоги занятий будут подведены в форме отчетного концерта с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений в конце
каждого учебного года.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень
Второй уровень
Третий уровень
результатов
результатов
результатов
Приобретение знаний об
истории
Родины,
ее
певческой
культуре,
о
вокальных произведениях,
как важной части жизни
каждого человека.

Развитие эстетического
отношения к окружающему
миру, развитие умения
контактировать со
сверстниками в творческой
деятельности,
формирование чувства
радости от результатов
индивидуальной и
коллективной деятельности.

4

Приобретение опыта
использования образновыразтельных средств для
решения творческих задач,
опыта творческой
самореализации средствами
вокальной деятельности.
Итоги реализации
программы могут быть
представлены через
художественные акции
(концерты, спектакли,
фестивали, творческие
вечера, выставки и т.п.),
совместно организуемые
школьниками и педагогом в
окружающем школу
социуме.

Содержание программы
Первый год обучения
Вводное занятие. Ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.
Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности,
включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Основы музыкальной грамоты. Пение как вид музыкальной деятельности.
Понятие о музыкальном звуке. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая,
придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы
звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль
за звукообразованием. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат,
гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения –
гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного
аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Понятие о темпе музыкальных произведений. Прослушивание песенных фонограмм в
разных исполнениях.
Нотный стан. Правописание и определение нот по высоте их пения.
Урок вокала. Распевка. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной,
смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха,
удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на
дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения,
формирующие певческое дыхание.
Нанайские песни. Разучивание, перевод и репетиция песен.
Второй год обучения
Скороговорки. Упражнения на активный вдох.
Понятия. Акценты. Пение под караоке.
Ансамблевое пение. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее
понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете),
хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора
голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как
музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в
одноголосном и многоголосном изложении.
Урок вокала. Распевка с закрытым ртом на звуки, с открытым ртом. Понятие о певческой
установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя».
Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка
певческой установки и постоянного контроля за ней.
Закрепление пройденного материала. Репетиции. Подбор репертуара. Подготовка к
праздникам и отчетному концерту.
Третий год обучения
Основы музыкальной грамоты. Пение как вид музыкальной деятельности.
Урок вокала. «Цепное» дыхание, групповое пение. Упражнения на дыхание, прослушивание
песен. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской
выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
Музыкальные игры. Игры «Угадай мелодию», «Музыкальные стулья», «Фантики», «Язвезда», «Музыкальный круг» и др.
Нанайские народные инструменты. Техника безопасности при игре на инструментах.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Сольное пение. Сольное пение нанайских песен под баян.
Четвертый год обучения
Разучивание нанайских песен. Исполнение песни в сопровождении шумового оркестра.
Оркестровая игра. Шумовой оркестр с сопровождением баяна.
Пение под шумовой оркестр. Соединение оркестра с вокальной группой с движением.
Пение нанайских песен. Пение разученных песен. Выступление в школе.
5

Пение и игра на народных инструментах. Пение в сопровождении шумового оркестра в
сопровождении баяна.
Итоговое занятие. Сольное пение всех песен каждым учеником. Отчетный концерт.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
1-й год обучения
Личностными результатами изучения кружка «Вокальное пение»» в 1-м классе является
формирование следующих умений:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно
оценить как хорошие или плохие.
 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Вокальное пение» в 1-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий на занятии.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других.
 Слушать и понимать речь других.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2-й год обучения
Личностными результатами изучения кружка «Вокальное пение» во 2-м классе является
формирование следующих умений:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно
оценить как хорошие или плохие.
 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Экознайка» во 2-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
 Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
 Высказывать свою версию.
6

 Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
 Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний:
 Добывать новые знания: находить необходимую информацию
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других.
 Слушать и понимать речь других.
 Вступать в беседу на занятии и в жизни.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3-4-й годы обучения
Личностными результатами изучения курса «Вокальное пение» в 3 – 4-м классе является
формирование следующих умений:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор,
какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД:
 Доносить свою позицию до других.
 Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные знания, умения
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
7

• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко
выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего-четвертого года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели,
стихотворные тексты.
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения (1 час в неделю)
п\н

Тема

Краткое содержание
занятий

Кол-во часов
Теор
.

1

2

Вводное занятие

Основы
музыкальной
грамоты
Понятие о
музыкальном

Знакомство с учащимися.
Рассказ об искусстве
пения.

Изучение нотной
грамоты, пение.
8

Прак
т.

1

Дата
прове
дения
вс
ег
о

1

2

1

3

3

3

6

3

4

5
6

звуке
Понятие о темпе
музыкальных
произведений
Нотный стан
Урок вокала.
Распевка
Народные песни

Прослушивание песенных
фонограмм в разных
исполнениях
Правописание и
определение нот по
высоте их пения
Правила распевки,
способы распевки
Разучивание песен.
Итого:

3

3

6

3

2

5

1

5

6

1
14

5
19

6
33

Упражнение на активный
вдох
Пение под караоке
«Песенка пилотов»

1

2

3

5
3

5
4

10
7

Расспевка с закрытым
ртом на звуки, с
открытым ртом
Участие в ЦКиД в
концерте, посвященный
Дню матери
Итого:

3

5

8

1

1

2

14

20

34

3

3

6

3

4

7

6

6

3

6

9

2
11

4
23

6
34

6

7

6

8

2 год обучения
1

Скороговорки

2
3

Понятия. Акценты
Ансамблевое
пение
Урок вокала.

4

5

1

Закрепление
пройденного
материала

Основы
музыкальной
грамоты
Урок вокала

6

Музыкальные
игры

7

Народные
инструменты (вой
ветра)
Сольное пение

8

1

2

3 год обучения
Знакомство с
музыкальной грамотой
(продолжение)
«Цепное» дыхание,
групповое пение.
Упражнения на дыхание,
прослушивание песен
«угадай мелодию»,
«музыкальные стулья»,
«фантики», «я-звезда»,
«музыкальный круг»
Техника безопасности
при игре на
инструментах.
Сольное пение
разученных песен
Итого:

4 год обучения
Разучивание песен Исполнение песни в
1
сопровождении шумового
оркестра
Оркестровая игра
Шумовой оркестр с
2
сопровождением баяна
9

3

Пение под
шумовой оркестр

4
5

Пение песен
Пение и игра на
народных
инструментов
Итоговое занятие

6

Соединить оркестр с
вокальной группой с
движением
Пение разученных песен
Пение в сопровождении
шумового оркестра
Сольное пение всех песен
каждым учеником.
Отчетный концерт.
Итого:

1

6

7

1
1

6
3

7
4

1

1

28

34

6

Ресурсное обеспечение программы.
Необходим минимальный набор музыкальных инструментов: баян, балалайки, домбры.
Применение материала: бутылки, стиральная доска, топор, ложки, пила и др. Сборники
музыкальных произведений, видео и аудиокассет. Копилки произведений советских, зарубежных,
русских композиторов, произведения для голоса в сопровождении оркестра русских народных
инструментов.
Литература для детей.
1. «Молодежная эстрада» журналы
2. «Молодежный меридиан» журналы
3. «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
4. «100 великих композиторов» М.,1999.
5. А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».