Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 3 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края «Согласовано» протокол ШМО № 01 от 30.08.2021 г «Утверждена» Протокол педсовета №01 30.08.2021 г «Утверждаю» Приказ № 100 от 22.09.2021г Директор подпись/ФИО/______ Рабочая программа объединения «Дорога к успеху» (наименование учебного предмета, курса) для 1-4 классов (уровень обучения, класс) Олейник Марины Викторовны педагога дополнительного образования Ф.И.О, должность педагога 2021 год Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорога к успеху» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена педагогом дополнительного образования Олейник Мариной Викторовной. В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Дорога к успеху» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Цель программы: Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. Воспитательные: Воспитать у ребят чувства патриотизма и активной жизненной позиции. Воспитать личностные качества (стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи, и т.д.) Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу. Обучающие: Ориентировать детей на общечеловеческие ценности. Повышать уровень общей культуры обучающихся. Научить выполнять общественное поручение. Развивающие: Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности. Развить творческие и коммуникативные способности. Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей. Место и роль объединения «Дорога к успеху» в учебном плане: Продолжительность учебного года Количество часов в год Количество часов в неделю 1 класс: 33 недели 2 класс: 34 недели 3 класс: 34 недели 4 класс: 34 недели 1 класс: 33 2 класс: 34 3 класс: 34 4 класс: 34 1 класс: 1 2 класс: 1 3 класс: 1 4 класс: 1 В результате изучения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать: правила вежливости и красивых манер; заповеди и соответствующие притчи. Уметь: уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах; придерживаться «золотого правила» в общении с другими; быть доброжелательными; соблюдать заповеди; придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома; быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради; В результате изучения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать: требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями; заповеди и правила этикета; о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, Уметь: соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице; выполнять общение; написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки; В результате изучения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать: Ранее изученные заповеди и афоризмы. Каким должен быть воспитанный человек. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям. Уметь: Соблюдать правила вежливости и красивых манер. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. Быть сострадательными к чужому горю. Не обижать животных и птиц. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. В результате изучения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать: Правила этики и культуры речи. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного. Об источниках наших нравственных знаний. О совести как основе нравственности. Основные понятия как стать лидером. Уметь: Различать хорошие и плохие поступки. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. Содержание программы. Раздел « Искусство общения» Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций. На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета. Раздел «Познай себя» Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые. Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать значение труда для будущей самостоятельно жизни. В содержание занятий включен теоретический материал и перечень практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний, формирование значимых поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля предусматривается использовать такие методы и приемы, как: -беседы на нравственную тему; -чтение художественных произведений с последующим анализом; -анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; -продолжение тематического рассказа; -учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного характера); -разыгрывание и анализ ситуации; -игры; -мини-конкурсы; -совместная разработка правил поведения. Раздел «Школа лидера» Формулирование понятие лидерства. Определение основных признаков лидера. Выявление у обучающихся наличия лидерских качеств. Организация активных тренингов на взаимодействие, доверие и сплочение коллектива. На занятиях применяются следующие формы работы: мини-лекции для того, чтобы изложить некоторый объем теории по тематике занятия и прийти единству понимания основных понятий; деловые игры, позволяющие применить на практике полученные знания; моделирование и ролевые игры, которые позволяют отработать на практике те или иные приемы поведения; работа в малых группах и подгруппах; индивидуальные задания; тестирование; дискуссии, мозговые штурмы. № п/п 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок 7 урок Календарно тематическое планирование 1 год обучения Тема занятия Всего Количество часов Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводно – мотивационное занятие « Что я хочу рассказать другим о себе?» Искусство общения Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве. Моё любимое имя. Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок. Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость? ) Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения). Игры на сотрудничество в парах. Теория Практика 1 1 - 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 Дата проведения 8 урок 9 урок 10 урок 11 урок 12 урок 13 урок 14 урок Как хорошо быть вместе! Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке». Внимательный ли ты слушатель? Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи». Винтики – конфеточки мальчики и девочки. Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация. Ссоры и споры. Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. 1 - 1 1 1 - 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - Понять другого. Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по 1 внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. 15 урок 16-17 урок 18 урок 19-20 урок 21 урок 22-23 урок 24 урок 25 Познай себя Я – неповторимый человек. Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение « Горка». Задание « Кленовые листочки»(сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках». Оцени других и себя. Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра « Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», « На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов). Что в имени моем? Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ « Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение« Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? Игра « Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята». Посеешь характер - пожнешь судьбу Дать определение 1 1 1 1 - 1 1 1 - 1 1 1 - 1 1 - 2 1 2 1 2 1 урок 26 урок 27-28 урок 29 урок 30-32 урок 33 урок характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Каким я себе нравлюсь» Как стать прилежным и старательным Знакомство с новыми понятиями «прилежный»,« старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С.Баруздин «О человеке и его часах» Жадность и жадины Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети представляют себе «жадность». Выставка рисунков. Моя внимательность и внимание Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые – задания: «Найди одинаковые предметы», « Найди игрушку», «Что это?», « Что появилось?», «Найди отличия», « Что потерялось?». Ответственность и я. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно 1 1 - - 2 1 - 1 2 11 1 22 1 2 1 3 1 33 отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ художественных произведения Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц». Игра «Сказочное путешествие»(вопросы по сказкам).Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям? Зависть Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть» на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Анализ и чтение пословиц о зависти. В дружбе сила Чтение стихотворения « Совершите чудо». Психогимнастика « Я желаю тебе…» Игра « Закончи предложение» (друг - это тот, кто…) Знакомство с понятием « дружба» ( работа в группах).Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра « Найди друга». На чем основано взаимопонимание. Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный портрет», «О чем говорят глаза». Игры-ситуации (проигрывание). Я расту. Осознание разницы между ростом цветка или животного и ростом человека. Человек может принимать участие в созидании себя. Осознание себя, изменений, происходящих в себе и с собой в процессе роста, развития. «Какой Я?» - Рисование автопортрета Мои достоинства и мои недостатки. Короткие рассказы. Обсуждение. Игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить собранность внимания. Правила поведения. Правила поведения в общественном транспорте. Свод правил. Обыгрывание ситуаций. Правила поведения в библиотеке, музее, театре, кинотеатре. Свод правил. Обыгрывание ситуаций. Правила поведения с гостями, в гостях. Приглашение гостей .Искусство делать, дарить и принимать подарки. Творческая работа « Нарисуй подарок». Итоговое занятие. «Доброта что солнце» Праздник. Всего часов № п/п 1 урок 2 урок 3-4 урок Тема занятия 2 год обучения Всего Количество часов Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Введение в курс предмета ,расписание, организационные вопросы. Искусство общения. Вежливость - основа воспитанности Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете? Способы приветствия и прощания. Как Теория Практика 1 1 - 1 1 - 2 1 1 Дата проведения 5 урок 6 урок 7 урок 8 урок 9 урок 10 урок 11 урок можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться? Мои умные помощники Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слов Умеет ли разговаривать природа Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима. Всё начинается со слова «Здравствуйте» Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры Это слово говорят, если вас благодарят. Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации. Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) Как вежливо обращаться с 1 - 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 - 1 1 1 - 1 - 1 1 - 1 12 урок 13 урок 14-15 урок 16-17 урок 18-19 урок 20 урок 21 урок 22 урок просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Когда без извинения не обойтись? Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации. Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость». Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово. У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону) Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон» В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово. К нам гости пришли! Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное 1 - 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 3 - 3 23-25 урок 26 урок 27-28 урок 29-30 урок 31-32 урок 33 урок 34 урок слово. Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки. Познай себя. Правда и ложь. Обсуждение понятий «правда» и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!». Добро и зло. Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо». Волшебники добра Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…», « Дарите радость людям», «Если добрый ты». Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Сила – не право». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Инсценировка рассказа и анализ В.Сухомлинского «Рассказ». Практическое задание: «Письмо маме…». О лени и лентяях. Путешествие в страну Лентяйдия. Инсценирование и анализ сказки « Сказка про лентяя Ваню». Выставка рисунков по теме. Чтение 1 1 - 2 - 2 2 1 1 2 2 - 1 1 - 1 - 1 34 17 17 стихотворение и коллективное обсуждение С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Чтение памятки как выполнять домашнее задание. «Терпенье и труд все перетрут» Чтение стихотворения В.Брюсова « Единое счастье работа…». Знакомство с пословицами о труде, их анализ.Чтение и анализ текстов из литературных произведений: Л.Н.Толстой «Хотела галка пить. Какими в жизни следует быть? Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений. Волшебные слова». Цикл занятий, на которых дети сами сочиняют сказки на заданную тему для Развития воображения, нестандартного восприятия ситуации, достижение взаимопонимания и сплоченности, укрепление эмоциональных контактов, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Я и мое настроение. Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, яхмурый» Я могу управлять своим настроением Я могу чувствовать разное настроение. Тренинг. Рисование « Моё настроение». Путешествие в страну эмоций. Творческая работа «Поговорим рисунками» Эмоции и мое поведение Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? Узнай настроение человека Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает? Путешествие в страну чувств. Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств». Итоговое занятие. «Праздник дружбы» Всего часов Номер Тема занятия п/п 3 год обучения Всего Количество часов часов теория 1 урок 2 урок 3-4 урок 5 урок 6-7 урок 8 урок Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Расписание, творческие планы, расписание. Искусство общения. Азбука общения. Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи». Волшебная палочка - это речь. Наука «риторика», ее значение и история. Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость). Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу. Гостям всегда рады Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли» практика 1 1 - 1 1 - 2 1 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - Дата проведения 9 урок 10 урок 11 урок 12 урок 13 урок 14 урок 15-16 урок Если с другом вышел в путь Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу». Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы. Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?» Почему люди ссорятся? Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор ) Как помириться после ссоры. Беседа. Обсуждение. Обмен мнениями. Психогимнастика « 1 1 - 1 1 - 1 - 1 1 - 1 1 1 1 1 1 - 2 1 1 2 1 1 17-18 урок 19 урок 20-21 урок 22-23 урок 24-25 урок 26 урок 27 урок Я желаю тебе…» Игра « Закончи предложение» (друг - это тот, кто…) Знакомство с понятием « дружба» ( работа в группах).Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Культурный человек: кто он такой? Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций. Игра « Кот и мыши». Загадывание загадок о предметах ухода и быта. Кого бы вы назвали культурным человеком и почему? Показ и рассматривание иллюстраций, репродукций художественных произведений с изображением различных поведенческих ситуаций. Правила поведения в столовой Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «ВиниПух и все-все». Правила поведения в библиотеке. Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Игра « Доскажи словечко» или «Угадай героев книг». Как дарить подарки? Нравится ли вам получать подарки? Как выбрать подарок? Как дарить подарок? Правила 1 - 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 28 урок 29 урок 30-31 урок 32-33 урок 34 урок этикета при получении подарка. Поздравление и пожелание. Упражнение « Подарок» Познай себя. Добрые дела. «Доброе дело два века живет» Чтение и анализ ситуаций из жизни ребят. Инсценировка рассказа или иллюстрации «Плохо» В.Осеева. Анализ качеств человека. «Как Маша стала Большой», «Старик и яблоня» Л.Толстой. Жизнь дана на добрые дела Добро и зло в человеке. Что значит добрый человек? Почему люди бывают злыми? Чтение и обсуждение сказки «Бобовое зернышко» русская народная игра «Птицы летают», хоровод «Воробышек». Чтение пословиц и поговорок о добре. Упражнение» Я могу победить зло». Быть скромным - это хорошо или плохо? Пояснить понятия «скромность», «хвастовство», «зазнайство». Почему люди ценят скромные поступки? Игра « К нам гости пришли» (ситуации). Чтение и анализ художественных произведений. Практическое задание «Хочу быть тоже красивым». Упражнение « Скромный - хвастливый стульчик». Учитесь быть скромным Что значит быть скромным? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Разыгрывание и анализ ситуаций. Что нужно помнить, чтобы не стать хвастуном? (правила скромности). Упражнение « Я не зазнайка», «Замри». Это просто хвастунишки Пояснение чем хвастовство отличается от шутки преувеличения. Конкурс 1 - 1 2 - 2 2 - 2 1 - 1 клоунов-хвастунов. Этюд «Веселый клоун» Анализ ситуаций. Чтение и анализ рассказа «Хвастливый кубик». Упражнение «Поступки хвастунов» (продолжи рассказ). Обсуждение рассказов. Быть честным – хорошо или плохо? Что значит быть честным? Говорить правду это хорошо или плохо? Почему люди обманывают? Что такое ложь? Чем отличается фантазия от лжи? Игра « К нам гости пришли». Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Игра « Доверие и поддержка». Практическое задание « Забытый зонтик». Упражнение « Лживый – честный стульчик». Конкурс «Фантазеров « Кто больше сочинит небылиц». Проигрывание ситуаций «Поступки лжецов». Учись смело говорить правду. Умеете ли вы говорить правду? Анализ и чтение художественных произведений и пословиц. Практическое задание: «Кто взял карандаш?», «Плохие деньги» (ситуации). Что необходимо сделать, чтобы избежать лжи» Чем отличается фантазия от лжи? Пояснение педагога, чем ложь отличается от фантазии. Основные правила для фантазеров. Конкурс фантазеров «Кто больше сочинит небылиц?» Шутка про лживого мальчика (диалог). «Поступки лжецов» (продолжи рассказ) Обсуждение рассказов. Чтение и анализ рассказа « Волшебная машина». Учитесь быть щедрыми. Что такое щедрые поступки? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Разыгрывание и анализ ситуаций. Упражнение « Мне не жалко». Практическое задание « Глупая мышь» (проигрывание ситуации) Что необходимо делать, чтобы не быть жадным? (правила). Быть щедрым – это хорошо или плохо? Пояснить понятия (щедрость, жадность, бережливость). Что значит быть щедрым? Кого называют щедрым? Примеры собственного щедрого поступка или поступка сверстников. Игра « К нам в гости пришли…»(ситуации). Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Практическое задание «Как быть большому зайцу?». Упражнение « Жадный - щедрый стульчик». Развитие навыков самооценки и понимания других. Упражнение “Зеркало” Упражнение “Комплимент” Упражнение “Коршун и бабочка” Упражнение “Я такой же как ты”, “Ха” и “аХ” Упражнение “Похвала”, “Я не люблю”, “Стражники”, “Пальцы”, “Фокусировка” Игры и упражнения на умение ладить друг с другом. Упражнения “Сорви шапку”, “Пальцы”, “Рука к руке”, “Хромая обезьяна”, “Рассмешить партнера”, “Инициатор движения”, “Пожелания”, “Пишущая машинка” Итоговое занятие. Всего часов Номер Тема занятия п/п 34 14 20 4 год обучения Всего Количество часов часов Дата проведения 1 урок Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Расписание. Творческие планы. Искусство общения. 2 -3 Культура общения урок Инсценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Где нельзя громко разговаривать и почему? Чтение стихотворения « В музее, кинотеатре и трамвае…» Игра « Моя кошка делает вот так…». 4 урок Формулирование правил речевого поведения. Разыгрывание ситуаций. Волшебные слова Знакомство с волшебными 5 -6 словами. Чтение стихотворений. урок Игра «Подскажи волшебное словечко». Игра «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово». Просмотр и обсуждение ситуаций (презентация). От чего зависит сила волшебных слов? Да здравствует вежливость! Что значит вежливость? Игра « Волшебные слова». Отгадать 7 урок рассказ – загадку. Разыгрывание ситуаций. Анализ ситуаций. Игра на внимание «Не ошибись!» Повторим все волшебные слова в игре « Вставь слово». Разучивание пословиц. 8 урок Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. 9-10 Вежливый отказ. урок Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? Чтение и анализ стихотворений « Не выучил» А.Шибаев, «Подарите теория практика 1 1 - 2 1 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - 1 - 1 2 1 1 11 урок 12 урок 13-14 урок 15 урок 16 урок 17 урок крокодила» Э.Мошковская. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами. Разыгрывание ситуаций Как вести себя в гостях Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей. Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошоплохо». «Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора») Рисование по теме беседы для выставки детских работ. Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…». Инсценировка отрывка из сказки С.Маршака « Кошкин дом». Правила поведения в гостях. Правила общения с окружающими. Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно. Игра «Узнай эмоцию по фотографии» От чего зависит наше настроение? Басня « Птичий двор» (инсценировка) Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами? Игра «В кругу симпатий». Игра «Ласковушки». «Вежливый телефонный разговор». Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека». Составление « Дерево вежливости». Правила поведения на уроке и на перемене Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Беседа по телефону Загадка о телефоне. История 1 - 1 1 - 1 2 1 1 1 - 1 1 1 - 1 - 1 1 1 - 18 урок 19 урок 20 урок 21-22 урок 23 урок 24 урок 25 урок 26 урок 27 возникновения телефона. Инсценировка отрывка К.Чуковского «Телефон». Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону. Чтение и анализ стихотворений «Звенящий в доме телефон…» Н.Песков, «Говори короче» А. Шибаев. Инсценировка отрывка Н.Носова « Телефон». Познай себя Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо? Что значит быть трудолюбивым? Быть трудолюбивым – это хорошо лил плохо? Что такое лень? Упражнение «Что делать, если я ничего не хочу делать». Игра « К нам гости пришли…»(ситуации). Упражнение « Трудолюбивый ленивый стульчик». Практическое задание: « Покупка молока» (ситуация). Чтение и анализ художественных произведений. Учитесь быть трудолюбивым. Чтение и анализ рассказа «Блестящие ботинки». Чтение и анализ стихотворения с.Я.Маршака «Считалка». Чтение и анализ пословиц и поговорок. Практическое задание: «Любишь – не любишь». Что необходимо делать, чтобы не быть ленивым? Разыгрывание и анализ ситуаций. Упражнение «Мне не трудно…». Поговорим о воровстве Что значит воровать? Какого человека называют вором? Брать чужие вещи - это хорошо или плохо? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Практическое задание « Кто взял деньги». Рассказы « Поступки детей». Что необходимо сделать, чтобы избежать воровства? Вредные привычки 1 1 - 1 1 - 1 - 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 - 1 1 - 1 урок 28 урок 29 урок 30 урок 31 урок 32-33 урок 34 урок Знакомство с понятием «вредные привычки». Игра «Достоинства и недостатки». Слушание сказки «Привычки». Какие вы знаете пословицы о привычках? Разыгрывание ситуаций из жизни детей. Какое поведение считается культурным? Над какими вредными привычками вы решили поработать, чтобы избавиться от них? Ты и твои друзья. Чтение и анализ стихотворения Б.Заходер «Буква Я». Знакомство с понятием «хороший друг», «Хорошие товарищи» С. Михалков, « Лисица и журавль», «Три товарища» В.Осеева. Что значит эгоист. Я и мое настроение. Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, яхмурый». Я могу управлять своим настроением Я могу чувствовать разное настроение. Рисование «Мое настроение». Тренинг. Эмоции и поведение. Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила) 1 - 1 1 - 1 1 1 1 2 2 - 1 34 18 1 16 Как можно узнать настроение человека? Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает? В стране чувств Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств». Школа успеха. Кто такой лидер. Понятия “Лидер”. Формулирование понятие лидерства. Определение основных признаков лидера. «Миксеры» - игры на снятие напряжения. Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Выявление у обучающихся наличия лидерских качеств. «Миксеры», « Времена года» игры на снятие напряжения. Практикум “Портрет лидера” .Оформление плаката, отражающего лидерские качества человека различной направленности. « Зеркало», « Эхо» - игры на снятие напряжения. Верёвочный курс. Организация активных тренингов на взаимодействие, доверие и сплочение коллектива. «Мои особенности и преимущества». Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнять информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. «Поиск общего» Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Модель лидера. Осмысленность личной жизни. Сформированность понятия смысла жизни, идеала, счастья, жизненных ценностей. Наличие жизненных планов. Определение своей роли и деятельности в развитии коллектива, общества. Интеллектуальное развитие. Информационный кругозор. Гибкое мышление. Умение применять свои знания. Отношение к труду. Добросовестность. Старательность. Личностные качества. Порядочность. Инициатива. Внутренняя свобода Ответственность. Самоуважение. Открытость. Чувство собственного достоинств. Самостоятельность. Отношения к окружающим . Итоговое мероприятие. Всего часов